Collected Works, Volume 4

(Пс. 28:1-2)

§ 313. Имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено, и потому от нас не требует прославления. И как солнце, хвалят его или хулят, всегда светло само в себе пребывает и лучи света своего во всю поднебесную испускает, так и имя Божие, славится ли, или хулится человеками, – всегда равно, всегда славно, свято и страшно пребывает, и лучи славы своей издает. Издает в созданиях, ибо небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18:2), и вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Издает в дивных и страшных делах Его, преславных чудесах Его. И потому слава имени Его как от хуления человеческого не умаляется, так и от прославления не умножается.

Ибо слава имени Божия вечна, бесконечна и неизменна, как и Сам Бог, и потому ни умножиться, ни умалиться в себе не может. Но наш христианский долг требует, чтобы мы как сами в себе славили его, так и пресекали то, чем оно хулится, и хулящим, насколько можем, заграждали уста. Ибо добрый сын о славе отца своего, и верный раб о славе господина своего, всегда и везде печется, и пресекает то, чем слава и честь их помрачается. Тем более христианам, как сынам и рабам Божиим, о славе Отца Небесного и Господа своего заботиться и ревновать должно, как Сам Господь говорит: Сын прославляет отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где прославление Мое? И если Я Господь, то где страх предо Мной? (Мал. 1:6).

§ 314. Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому принадлежащие, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духовное существо, и прочие. Эти собственные свойства открывает нам Святой Дух в Своем Слове, и по-разному изображает их ради просвещения нашего и прославления имени Божия. Истинное и действительное познание Божиих свойств (сколько можно человеку в этом веке познать), и, так сказать, вкушение, по пророческому учению, как говорит: Вкусите и видите, как Благ Господь (Пс. 33:9), соделывает в человеке просвещение и изменение, и так к прославлению имени Божиего приводит.

От познания единосущного Божества следует, что мы будем единого Бога знать и почитать, и кроме Него никаких других богов не признавать и не почитать, как Сам говорит: Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня (Исх. 20:2-3), и еще: Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь един есть (Втор. 6:4). Ибо хотя веруем и исповедуем Триипостасного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, но единое Божество в Трех Ипостасях почитаем.

От познания присносущного бытия, бессмертия и вечности Божией, следует, что Он един существенно живет, и есть Источник нашей жизни. От Него одного жизнь наша зависит, и житие наше не иное что, как тень движущегося дерева, которая тогда движется, когда движется дерево. А так научаемся, что мы такое и от Кого жизнь наша зависит: от Того, Который всегда живет, и не может не жить, и все оживляет и движет. Так убеждаемся приписывать Ему бытие, жизнь и движение наше с апостолом: мы Им живем, и движемся, и существуем (Деян. 17:28). И от этого гордость, пышность и надменность наша ниспадает.

Познанию вездесущия Божиего последует благоговение к Богу. Ибо если Бог – везде, то и со мной, и с тобой, и со всяким, и пред Ним ходим, и что ни делаем, ни говорим и ни мыслим, – пред Ним делаем, говорим и мыслим. Так удержится человек от бесчиния, но будет пред Лицом Его, как Создателя, Царя и Господа своего, благоговение показывать. Ибо если перед лицом земного Царя нашего и человека стыдимся и опасаемся даже малейшее бесчиние показывать, то тем более перед Лицом Бога, Царя неба и земли, Который Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6:15)! Этому последует дерзновение против страха вражьего, ибо Бог с нами, ибо можем со Псаломником в нужном случае утешать себя: Если я пойду среди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною, Боже (Пс. 22:4)!

Везде и во всяком месте можем призывать Его и молиться Ему, так как Он везде с нами. Никуда от суда Его убежать не можем, так как Он везде достигает и предваряет нас Своим присутствием (см. Иер 23:24; Пс. 138:7-12). Но тем самым убеждаемся смиряться перед Ним, с умилением падать и просить прощения и помилования.

Познание невещественного и духовного существа Божиего учит нас почитать Его не телесными обрядами и церемониями, не только внешне, но духом и истиной, страхом, любовью, покорением воли нашей и надеждой на Него: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, – по словам Христа (Ин. 4:24). Бог есть Дух – духовного почитания и поклонения требует.

Познанием истины Божией научаемся во всем Ему верить, что Он ни говорит, ни открывает, ни обещает и ни предсказывает нам. Потому что Бог солгать не может, ибо Он – вечная Истина, но непременно то, что открывает, так и есть, как открывает, и что обещает и предсказывает, то непременно в свое время сбудется. Ибо верен Господь во всех словах Своих (Пс. 144:13). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35).

Отсюда следует страх Суда Божиего, который Бог в Слове Своем возвещает, а от этого истинное покаяние. Оттуда – надежда и утешение кающемуся, ибо Бог кающихся обещал помиловать; надежда в молитве, ибо молящихся обещал услышать; надежда воскресения мертвых, вечной жизни и будущих благ, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

Познание правды Божией, которая всякому воздает по делам и требует, чтобы грех не был оставлен без наказания, которая приводит в страх суда Божиего, в истинное покаяние и сокрушение за грехи, и с пророком убеждаемся смиренно молиться Богу: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2), – отводит от греха, ибо правда Божия за грех наводит на грешника казнь, и приводит в познание грехов, ибо когда наказываемся, должны правду признавать и прославлять: Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои! (Пс. 118:137). И производит терпение, ибо должны то терпеть, что грехами себе заслужили. Ибо Бог никого не обидит, но что делает – праведно делает. Хотя Бог, как Милосердный, не по мере наших грехов наводит на нас казни, но во гневе милости и щедроты Свои поминает.

Вкушение благости Божией, от которой, как от живого и приснотекущего источника, изливаются на нас неисчислимые щедроты, милости и благодеяния, возбуждает нас к истинной и сердечной Божией любви. Ибо естественным законом разума убеждаемся благо и благодетеля любить, благодарить и от любви прославлять и почитать Его. И хотя часто бывает, что люди любят и зло, но любят его под видом добра. Так любят нечистоту, сласть, роскошь и прочие бесчинные страсти, поскольку ими плоть их утешается и услаждается, хотя душа и бедствует.

Познанию премудрости Божией последует несомненная надежда на Бога, ибо то, что нашему слепому уму кажется непостижимым и противным, Он в пользу нам обратить может и обращает. И где нам кажется, что нет способа к избавлению и спасению нашему, там Он способ обретает, как Премудрый. И что по мнению нашему к плохому концу идет, то Он, по премудрости Своей, к доброму концу приводит.