Collected Works, Volume 4

Итак, долг христианский требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как чада возлюбленные, уподоблялись своими нравами, как увещевает их к тому апостол: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1). Ибо в христианине, который рожден от воды и Духа (Ин. 3:5), должно быть начало образа Божия, по написанному: во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27). Образ же непременно должен быть подобен Первообразу, как образ, являющийся в зеркале, подобен первообразу, то есть тому, кто смотрит в зеркало. Иначе бы это не был образ, если бы не был подобен первообразу.

Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой о Христе Иисусе сделались сынами Божиими и начало образа Божиего в себе имеют, должны быть богоподобные нравы, и воля, насколько возможно в веке сем, согласная с волей Божией. И чем лучше воля, чем более она согласна с волей Божией, и чем более богоподобные нравы в христианине имеются, тем более чистый и ясный в нем сияет образ Божий, как чем чище зеркало, тем яснее является образ смотрящего в него. Бог, как Отец, на сына своего, глядя на этот образ и видя в нем Самого Себя, веселится. И как в зеркале такое подобие изображается, каково лицо, смотрящее в него, и что делает первообраз, т. е. лицо, которое в зеркало смотрит, то и в зеркале видно, словом, являющийся в зеркале образ во всем уподобляется, во всем подражает смотрящему в зеркало лицу, так подобает и христианам во всем, что возможно силе их, подражать Отцу Небесному, как своему Первообразу. И как зеркало губит образ человеческого лица, когда от того, кто в него смотрел, отворачивается, и к чему обращается, такой и образ в себя принимает, так и человеческая душа образ Божий губит, когда от Бога отвращается, и то в ней изображается, к чему обращается и прилепляется.

Например, когда любит честь, славу, богатство и сласть мира сего, тогда в ней земной и бессловесный образ изображается. Так праотец Адам, когда отвратился от Бога, потерял образ Божий и облекся в образ земной и скотский. Поэтому христиан, как водой и Духом от Бога рожденных, Слово Божие отводит от любви мира сего: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15-16).

§ 321. Святое Божие Слово, как чистое зеркало, представляет нам, какой в человеке, рожденном водой и Духом, должен быть образ Божий, и в чем он состоит. Оно нас руководствует, чтобы в нас образ возобновился, который растлен по падении Адамовом. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16-17). Ибо как ветхого человека образ земной и скотский, так нового – образ небесный и Божий в нем описывается, и повелевается нам отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:22-24). Итак, это заповедует Слово Божие, когда повелевает нам быть милосердными, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36), быть совершенными, как Он совершен (Мф. 5:48), быть святыми, потому что Он Свят (Петр. 1:15-16), и прочее.

Потому, как в зеркало смотрим для того, чтобы очистить пороки, увиденные на лице, так христианам подобает чаще посматривать в ясное зеркало Святого Писания, в котором образ Божий описывается, чтобы, взирая в него, могли очищать покаянием и верою во Христа пороки, к их душам прилепившиеся. А чем более кто будет очищать свои душевные пороки, тем чище будет у него душа. Чем же чище будет душа, тем яснее в ней будет блистать образ Божий, прекрасная и любезная ее красота. Об этом, христианин, помышляй, об этом заботься. Ибо для того и Христос пришел в мир, чтобы восстановить и возобновить в нас образ Божий, который мы в Адаме потеряли.

Из этого видно:

1) Насколько нужно всякому христианину прилежное чтение или слушание Святого Писания.

2) Все христианское житие есть не что иное, как всегдашнее, до кончины жизни, покаяние. Ибо каждый, сравнивая себя с зеркалом Священного Писания, увидит, что во всякий день покаянием и верою во Христа должен себя очищать и исправлять, ибо все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Потому во всякий день христиане имеют нужду просить отпущения грехов и молиться: Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12).

§ 322. Святое Писание, как Божественное правило и ясное зеркало святого христианского жития, представляет нам, от чего мы должны уклоняться и что должны творить, если хотим подражать Небесному Отцу. Оно учит нас уклоняться от зла, и творить благое (Пс. 33:15), – да так сможем последовать Богу, Творцу и Отцу нашему. Учит, что всякое зло Богу противно и нас от Бога отводит, благообразие души нашей помрачает и растлевает, а всякое добро Богу сообразно и уподобляет нас Богу. Когда учит нас Богу подражать, то учит не мир созидать, не мертвых воскрешать, не по водам ходить, и прочие чудеса творить, ибо это есть дело единого Его всемогущества, хотя по вере и чудеса возможно творить верующему (Мк. 9:23). Но когда велит нам быть подражателями Божиими, то представляет нам к подражанию Его благость, милосердие, щедроты, правду, истину, святость, долготерпение и прочее, да взирая на эти Его Божественные свойства, и сами учимся делать то, что Он делает, как дети, видят, что отец делает, то и сами делать стараются.

В этом святом зеркале видим истину Божию, которая солгать и прельстить не может, но что объявляет, открывает и обещает нам, то непременно так и есть, как объявляется и открывается, хотя ум наш и не постигает, что показывают многие пророчества, самим делом исполнившиеся. Взирая на истину Отца Небесного, христиане не должны лгать, льстить, лукавить и лицемерить, но должны быть простосердечными, истину говорить в сердце своем, не льстить языком своим (Пс. 14:2-3). Что языком объявляют, то и в сердце должны иметь, и какими вне, пред людьми, являются, такими и внутри, в сердце, должны быть, и что согласное и непротивное Слову Божиему обещают ближнему, то должны исполнять, если то в их силе.

Представляется там правда Божия, которая каждому свое отдает. Тем увещаются и христиане отдавать всякому должное: кому подать – подать; кому оброк – оброк; кому страх-страх; кому честь – честь (Рим. 13:7). Чего не хотят себе, того другим не делать, и чего хотят себе, то и ближним делать. В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12).

В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их (Мф. 5:44), не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство (1 Петр. 3:9), но если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром (Рим. 12:20-21). Ибо если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6:32). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп. 2:15), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят.

Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5). Так подобает и христианам, как чадам света поступать (Еф. 5:8), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1), по примеру призвавшего Святого, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят (1 Петр. 1:15-16). Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4:7). «Святость же разумеется не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от лихоимства, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла», – по учению святого Иоанна Златоуста (2 Кор. 7:1. – Беседа на слово апостола очистим себя, и прочее).

Еще видим там щедроты и милости Божии, и самим делом вкушаем каждый день и час сладости щедрот и милостей Его. Отсюда научаются и сами христиане милостивыми и щедрыми быть, и, как чада, Милостивому и Щедрому Отцу своему уподобляться: уделять требующим блага, которые получили от щедрой Его десницы, не затворять ушей от просящих, и не отворачиваться от требующих помощи.