Collected Works, Volume 4

Из вышеописанного видишь, христианин:

1) Что такое истинный христианин. То есть христианин тот, который в себе имеет начало образа Божиего, и по правилу святого Слова Божиего, в котором образ Божий описывается, житие свое старается исправлять, совлекается ветхого человека с делами его и облекается в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3:9-10), то есть плотские вожделения и прихоти пресекает, и свойства нового рождения, то есть христианские добродетели показывает, и так Первообразу, Отцу Небесному, уподобляется, свойствам и нравам Его благим следует. Ибо этого непременно требует новое рождение, в котором христианин рождается от Бога, как выше сказано.

2) Видишь, что ничем иным Богу угодить не можем, как только тем служением, о котором Он в Своем слове сказал и повелел, то есть покаянием, верой и покорением нашей воли Его воле святой, когда уклоняемся от того, чего Он не хочет, и стараемся делать то, что Он от нас хочет и требует.

3) Отсюда видишь, что без послушания и покорения воли человеческой Богу ничто не приятно, чтобы человек ни делал и помышлял. Надобно непременно волю свою Его воле покорить, чего вера и новое рождение от нас требует.

4) Видишь далее, что грехолюбивая и беззаконная жизнь противна вере, новому рождению, которое своих плодов, то есть христианских добродетелей требует, и, следовательно, противно истинному христианству.

5) Отсюда видишь, что неисправный христианин, который противно Слову Божиему живет и исполняет прихоти ветхого человека, в плотском только рождении находится, не имеет духовного и нового рождения, и так он не есть истинный христианин, а плотской, душевный и невозрожденный человек, хотя и крещен, и в Церковь ходит, молится и прочие христианские признаки показывает. Ибо христианином делает не только внешность христианства, но живая вера, живущая в сердце и живость свою добрыми делами показывающая. Поэтому истинный христианин уподобляется в Писании доброму дереву, которое внутри себя добрые плоды приносит, а ложный христианин – худому древу, которое также внутри себя приносит худые плоды (см. Мф. 7:17-18).

6) Отсюда, наконец, следует, что таковые ложные христиане, хотя посреди Церкви и находятся, но никакой части в Церкви не имеют, они не являются сынами Церкви, никакой части во Христе не имеют, хотя и исповедуют Его, пока чистосердечно к Нему не обратятся и похотей своих не оставят.

§ 325. Итак, возможно ли христианам, которые неисправно живут, Бога как Отца призывать, как призывают истинные христиане? Подлинно невозможно призывать правильно и с пользой, пока себя не исправят и истинно не покаются. Сам рассуди, как без зазрения совести будут призывать, как Отца, Бога, Святого, праведного, истинного, благого, милостивого, щедрого, и так далее, а нравами своими показывать противное, – что они не сыны Его, а противники? Как блудники и прочие сластолюбцы сказать могут Святому Богу: Отче наш, – когда сами от святыни и чистоты удаляются и уподобляются скотам? Как неправедные, хищники, воры, лихоимцы и прочие, им подобные, дерзнут Богу Праведному говорить: Отче наш, – когда сами неправдой отлучаются от Него и противятся Ему? Как льстецы и лукавые Бога, Который есть Истина, Отцом назовут, когда сами уподобляются отцу лжи, дьяволу, который отец есть лжи и в истине не стоит, – по свидетельству Христову? (Ин. 8:44). То же должно разуметь и о прочих злонравных христианах, которые свойства нового рождения не показывают.

Итак, Бог им не Отец? Бог, как Создатель, поскольку Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), поскольку хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4), – всем милостивейший Отец. Но собственно Отец Он только тех, которые возрождены верой во Христа, Сына Божиего, и Духом, и почитают Его как Отца, боятся и любят Его, и своими нравами Ему, как своему Отцу, уподобляются. Таковым и Христос повелел Бога Отцом призывать: Отче наш, Иже еси на небесех! (Мф. 6:9).

Могут ли таковые Его хотя бы Господом своим называть? Бог – как Отец, как уже сказано, так и Господь всех, поскольку всеми владеет и над всеми господствует, и Он есть Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6:15), но собственно Господь только тех, которые Ему служат, Его слушают и повинуются святым Его повелениям. Потому только они Его своим Господом называть и призывать могут, а те правильно Господом своим называть Его не могут, потому что не слушают Его и не служат Ему. Ибо как могут сказать: Господь мой и Царь мой, – а сами Господа и Царя Того не слушают? Ибо раб господина своего слушает, и подданный царю своему повинуется. Почему и Христос таким призывателям говорит: Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю? (Лк. 6:46).

Итак, они не рабы Божии? Они рабы Божии, поскольку власти Его подлежат, но рабы негодные, о каковых сказано: Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:30).

Чьи же они, собственно, рабы? Раб принадлежит тому господину, на которого работает, ибо и имя его означает работу, и раб от «работы» называется рабом. Итак, на кого работает и кому угождает раб, того он и раб. Они страстям и прихотям угождают и служат, итак, они рабы страстей своих. Послушай, что Христос о говорит таких: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), и апостол Петр: Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр. 2:19). Если же кто служит греху и страстям, тот Богу служить не может, следовательно, и рабом Его быть не может. Об этом Христос свидетельствует: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24).

Итак, им и молиться Богу невозможно? Подлинно невозможно, пока таковыми пребывают.

Что же им сделать должно, чтобы могли от этого тяжкого рабства избавиться, и Богу Живому служить, и имя Его невозбранно призывать?