Collected Works, Volume 4

Это слово – заключение молитвы Господней, которое означает упование и дерзновение к Милосердному Небесному Отцу. Ты царствуешь над всеми, и Твоей власти все повинуются. Ты сильнее всех, против Тебя никто не может стоять. Посему имени Твоему слава будет, что мы, бедные грешники, получим просимое от Тебя, и от сердца возблагодарим Тебя, и здесь, и особенно в будущей жизни, прославим имя Твое с избранными Твоими. «Дерзновение, – говорит святой Иоанн Златоуст, – нам подает и восставляет нас, поминая о Царе, Которому мы подчинены, и показывает Его сильнейшим из всех, говоря: яко Твое есть царство, и прочее». Итак, если Его есть царство, то не следует никого бояться, так как никто не может против Него встать и власти Его противиться.

Когда говорит: Твое есть царство, – показывает, что и противник наш Ему подчинен, хотя и противится, попущением Божиим. Ибо и он из числа рабов, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерзнет ни на кого нападать, если прежде не примет позволения свыше. И не только ни на какого человека, но даже на свиней, овец и волов напасть не может без попущения Божиего. Итак, хотя и немощен ты, но должен дерзать, имея такого Царя, Который все легко и через тебя может делать.

§ 335. Здесь вкратце предлагаются иные образцы молитвы из Святого Писания, которые христианин может в подходящих и нужных случаях употреблять и милости у Бога искать и просить с верою. Ибо без молитвы ничего доброго иметь и творить не можем, потому что нищие и немощные.

1. Молитва грешника кающегося

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое, и прочее (Пс. 50). Этому сходно мытарево моление: Боже! Милостив буди мне, грешнику (Лк. 18:13). Великим грехам великой милости, и множеству беззаконий множества щедрот у Бога с верою просить должно, – дабы, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20).

2. Молитва кающегося

Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Трех юности моея и неведения моего не помяни; по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи (Пс. 24:6-7). Много в юности и в неведении согрешает человек. И когда кающийся об этом размышляет, и на правду Божию взирает, много в совести смущается и печалится. В таком случае отставшему от грехов и кающемуся должно помянуть и о бесконечном Божием милосердии и щедротах, которые в Слове Своем святом обещал всем кающимся, и верою во Христа отпущения грехов просящим, – и с Псаломником часто повторять: помяни щедроты Твоя, и прочее.

3. Молитва чувствующего в своей совести гнев Божий

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 6:2). Сходно этому молится пророк Иеремия: Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши (Иер. 10:24). И другое Псаломника: Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2). И еще: Аще беззаконие назриши, Господи, Господи, кто постоит? (Пс. 129:3).

Не просто от наказания Божиего должно просить избавления, но от гнева и строгости правды Божией, которая каждому грешнику грозит вечной мукою. Отеческого же наказания Божиего, хотя плоти нашей и горестно, желать должно, так как Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). И Сам Христос говорит: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3:19).

Горе же всякому человеку, когда Бог с ним по строгости правды Своей в суд войдет! Ничего иного, как вечного мучения в огне геенском должно ему ожидать. Ибо всякий грех, даже малейший, по нашему мнению, силен погрузить человека на дно адово, если не приспеет милость Божия, ради Сына Его, Иисуса Христа, обещанная. Что же о тех сказать, которые волею согрешают? Поэтому должно каждому, кто хочет суда Божиего избежать, от грехов отстать и молить Бога с верой во Христа: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и прочее.

4. Молитва в различных искушениях

Господи, Боже мой! На Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда похитит, яко лев, душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу (Пс. 7:2-3).

Сатана со своими злыми ангелами и служителями непрестанно гонит, и, как лев, пытается верных схватить и похитить, как апостол говорит: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8). Против этих врагов иного средства нет, как усердная молитва с упованием на Бога.