Collected Works, Volume 5
Письмо шестидесятое
Однако же не думай того, что будто бы Бог оставил Свое небо, когда явился на земле. Бог с места на место не переходит, так как везде и на всяком месте есть, как я тебе прежде писал о том. Но когда говорится, что Бог пришел на землю, это говорится применительно к понятию нашему, так как мы иначе понять не можем, как и того не можем понять, что Он и здесь, и на другом месте, и на небесах есть. Он и тогда на небесах был, и славим был с Отцом и Духом Святым, и Ангелами на небесах поклоняем и воспеваем был, когда по земле ходил и между людьми обращался. Так святое Его Слово учит нас, и Святая наша Церковь исповедует. Так веруй и ты, и исповедуй, чрез меру трудного для тебя не ищи и что свыше сил твоих, того не испытывай (Сир 3:21).
Спасайся.
Письма 61 – 70
Письмо шестьдесят первое
Ты вопрошаешь, где и в которой стране Бог, Божие Слово, явился на земле?
Ответ. Прежде пришествия Его только Иудейская и Израильская земля знала и почитала Бога, а все прочие страны в идолопоклонство были погружены и не знали Бога истинного. Поэтому только Иудейская страна ожидала пришествия Христа Мессии, как и обещано оно было им. Потому в той стране и явился Христос, к людям Своим, его ожидавшим. Но и о том, в которой стране и в какое время явится Христос Бог, и каким образом придет, и что будет делать, и как Его примут люди, ожидавшие Его, – обо всем том пророками различным образом предсказано, – и что предсказано, то все в пришествие Его исполнилось, как видим во святом Его Евангелии. Но как прежде пришествия Его в одном только Израиле знание и почитание Бога заключалось, как пишется: Ведом во Иудее Бог, во Израиле велико имя Его (Пс 75:2), – так по пришествии уже во все концы земли свет богопознания и богопочитания разлился и распространился.
Благодарим Бога, что и в наш угол блеснул, и прогнал тьму идолопоклонства, которой праотцы наши помрачены были. Только надо опасаться, чтобы вновь не сокрылся из-за презрения слова Его. Ибо видим, что час от часу умножается безбожное житие и слово Божие в крайнее презрение приходит.
Спасайся.
Письмо шестьдесят второе
Спрашиваешь: как Бог, невидимый и неосязаемый, поскольку Он Дух есть, явился на земле?
Ответ. Христиане должны это знать, и тебе не должно было об этом вопрошать, ибо это каждый день в церкви проповедуется, однако послушай вкратце об этом, ради лучшего утверждения.
Бог невидимый, желая явиться на земле, с людьми пожить и спасение нам устроить, благоволил воплотиться от Пресвятой и Пренепорочной Девы Марии; плоть одушевленную, подобострастную нам, принял благоволением Небесного Отца и содействием Святого Духа, и стал человеком, как я и ты, кроме греха; и был Иисус Христос и Сыном Божиим, и Сыном Девы Богородицы, – не в двух лицах, но един в двух естествах, неслитно познаваемый. Поэтому православно Его исповедуем совершенным Богом и совершенным человеком: Он, как прежде воплощения Богом был, так и по воплощении Богом пребывает, совершенный Бог и совершенный человек Иисус Христос, в Нем двойное естество, но единая Ипостась. Так верует и исповедует Его Святая Церковь и поет: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, и с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый, и из Нея прошедый с восприятием, един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна того Бога и совершенна человека воистину проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего», и прочее (Стих. Богор. гл. 8 воскрес, на вечерни).
Видим, как на земле явился Бог. В плоть нашу облекся и так явился. Так Невидимый стал видимым, так Неосязаемый стал осязаемым, так Неприступный Херувимам и Серафимам сделался доступным для грешников, так Безначальный начало принял, так Ветхий днями (Дан 7) младенцем стал, так Содержащего все концы земли материнские руки держали и носили, так Питающий всякую плоть материнским молоком питался, так возрастал летами и укреплялся духом (Лк 2:40) Неизменяемый, Вечный и Совершенный, так ходил по земле Бог,
Царь Небесный, и между людьми обращался, и людьми виден был, и с людьми беседовал Сын Божий и Слово Отчее. Так Его видели апостолы Его, и осязали, и слышали из уст Его слова жизни, и беседовали с Ним, и ходили с Ним, и в след Его, и прочее, и нам проповедали.
О, блаженно чрево, носившее Бога воплощенного, и сосцы, Его питавшие (Лк 11:27)!
Блаженны руки, осязавшие Слово жизни!
Блаженны очи, видевшие невидимого Бога, во плоти явившегося!