Collected Works, Volume 5

Блаженны уши, слышавшие Слово Божие ипостасное!

Блаженно то время, в которое Бог явился на земле!

Блаженна та земля, по которой Царь Не­бесный ходил!

Блаженны те ризы, которыми одевался Бог, одевающийся светом, как ризою (Пс 103:2)!

Поклонимся, возлюбленный, воплотив­шемуся Богу. Поклонимся на месте, где стоя­ли ноги Его (Пс 131:7). Он ради нас, ради тебя и меня и ради всякого явился на земле.

Пришел Свет наш к нам просветить тьму нашу.

Пришел Бог наш к нам и уподобился нам.

Пришел Господь наш к нам и в рабском облике восхотел послужить рабам Своим.

Пришел Царь Небесный к поданным Сво­им на землю не судить их, согрешивших, но взыскать и спасти погибших.

Пришел Создатель наш к нам, созданию Своему, возобновить и воссоздать растленное Свое создание.

Пришел Пастырь добрый взыскать за­блудших Своих овец.

О, новое чудо! О, дивное дело Бога наше­го! Бог – Господь, и явился нам (Пс 117:27). Царствующий во веки Господь Сил пришел: да благоговеет пред лицом Его вся земля.

Уразумеем, брат, силу этого великого та­инства. Ради нас Он пришел. Постараемся благоговейно встретить Его и поклониться Ему, и возлюбить явление Его, и сердце бла­годарное принести Ему вместо дара, и благоугодить Ему, да сподобимся благоугождать пред Ним в стране живых, и видеть Его одес­ную Бога сидящим во славе Отчей. Напишем, брат, великое сие дело на сердцах наших и день и ночь в том будем поучаться (См. Пс 1:2). Ибо нет ничего полезнее этого.

Поминай Господа Иисуса, пришедшего спасти нас, и оттуда или утвердишься в благо­честии, или возбудишься к благочестию. Ибо сие есть корень и начало веры и благочестия.

Спасайся.

Письмо шестьдесят третье

Просишь ты, чтобы я тебе написал прежде всего другого: что было при плотском рожде­нии Сына Божия. Я тебе из Евангелия Его святого о том предлагаю, так как и все житие и дела Его преславные оно нам повествует. Итак, слушай:

1) Родился Христос Бог наш в вертепе и в яслях положен был Пресвятой Матерью Сво­ей, как говорит Писание, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:7). Примечай здесь, любезный: не было места в гостинице Тому, Которому принадлежит вся вселенная и все, что наполняет ее; и в вертепе родился, и в яслях возлег Тот, Чей престол – небо, а земля – подножие ног (Мф 5:34) Его. В самом рождении показывает чудный Младенец, что Он не от мира сего, странник и пришелец в мире этом, и будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2 Кор 8:9).

От этого мы учимся богатство и славу ми­ра сего презирать, и как странники и при­шельцы в мире этом быть, и не иметь здесь по­стоянного града, но искать будущего (Евр 13:14): не строить себе богатых домов, но до­вольствоваться такими, какие могут нас упо­коить и от воздушной бури и дождя защитить. Видим, где родился и возлег Царь Небесный: вертеп вместо дома, и ясли скотские вместо одра были Ему. Да постыдится гордость чело­веческая, видя Царя Небесного в таком сми­рении и нищете.

2) Только что родился чудный сей Младе­нец, воспели хвалу и славу Божию Ангелы Божии: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк 2:14). Воспели благость Божию, ибо помиловал нас, и наше­му сорадовались спасению, ибо ныне родился нам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2:11). От этого мы учимся радоваться не о золоте, серебре, чести, славе и о прочем сокровище мира сего, о чем сыны века сего радуются, но радоваться о Бо­ге, Спасе нашем, как Пресвятая Матерь Бо­жия о Себе сказала: Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк 1:47), – и в радос­ти духа благодарить и воспевать Бога нашего за великое Его дело и прочие благодеяния, да будет согласная музыка между земной и не­бесной, воинствующей и торжествующей Церковью. Так будет и от небесных и от зем­ных жителей Бог славиться.