Collected Works, Volume 5

3) Явилась чудная звезда на востоке, кото­рая там подвигла волхвов и привела во Иеру­салим, и оттуда в Вифлеем, где Христос Гос­подь родился, и став вверху над тем местом, где был рожденный Младенец, показала им Того, Которому они, припав со смирением и благоговением, поклонились, и дары свои – золото, ладан и смирну – поднесли. Смотри, каково величество Младенца рожденного: никто не рождается царем, но об этом Мла­денце вопрошали волхвы, пришедшие во Ие­русалим: Где родившийся царь Иудейский (Мф 2:2)? И хотя в убогом мете и нищете увидели Его, однако, как великого царя, благоговей­ным поклонением и дарами, царской чести достойными, почтили. Поклонимся и мы Ему, следуя тем благочестивым мужам. По­клонимся не в пеленах лежащему, но одесную Бога, во славе Отчей царствующему, и прине­сем дары: веру, смирение, любовь и благода­рение, каковых даров Он от нас требует, как Царь и Господь наш.

4) Потом, в восьмой день по рождении Своем, был обрезан по закону Моисееву. Ибо Иудеям было повелено от Бога обрезать мла­денцев в восьмой день по рождении. Этот за­кон исполняя, Христос в восьмой день был обрезан, вместо чего нам установлено Им святое Крещение. Примечай, возлюбленный, закону не подлежащий Господь и закона Тво­рец – закон исполнил и обрезание претерпел безгрешный Младенец, чтобы нас от клятвы законной искупить. Обрежем и мы сердца на­ши от негодных похотей и страстей, дабы так закон Божий исполнить.

5) При этом наречено имя Ему Иисус, ко­торое еще прежде рождения Его дано было Ему Ангелом. Иисус – имя еврейское, и зна­чит – Спаситель. Поэтому при наречении имени и сказано Ангелом: Ибо Он спасет лю­дей Своих от грехов их (Мф 1:21). Смотри здесь: нарекся именем Тот, имя Которого чуд­но, – Господь имя Ему (Пс 67:5). Ради нас на­рекся так человеколюбивый Бог и самим име­нем показывает, что Он Спаситель наш, что Он пришел в мир спасти грешников. Сладко нам, грешным, имя это – Иисус. Напишем имя это на сердцах наших, и всегда его с лю­бовью будем поминать, и им, как щитом крепким, будем ополчаться против врагов душ наших, и защищать себя и прогонять их от себя. Ибо трепещет от имени сего все их темное полчище. Узнали они, что значит – Иисус.

О, Иисусе, надежда и хвала Израилева, помоги нам и спаси нас! Да будет имя сие бла­гословенно во веки!

6) Как сорок дней исполнилось по рожде­нии, принесен был Матерью Своей святой во храм Господень, также по закону Господнему, как о том написано во Евангелии. Тут Его встретил и на руки свои принял, благоговей­но и радостно, святой и престарелый муж Си­меон, которому было предсказано Духом Свя­тым, что он не увидит смерти, доколе не уви­дит Христа Господня. Увидев же Его, узнал, что Сей есть Христос Господь, и на руки взяв, воскликнул к Нему с радостью: Ныне отпус­каешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, и прочее (Лк 2:26, 29).

Примечай здесь, возлюбленный брат, ка­ковы величество и власть Младенца Того. Ви­дит и на руках держит богодухновеный старец Младенца, но у Него, как у Господа своего, просит, чтобы отпустил его к иной жизни, как Церковь поет и в лице Христовом глаголет: «Не старец держит Мене, но Аз держу его.

Той бо от Мене отпущения просит» (Стихира на празднование Сретения Господня). Ибо если и Младенца видел, но познал Бога и Гос­пода своего, во плоти явившегося и ставшего младенцем.

О, блаженны те руки, которые Бога во­плотившегося объяли и осязали! Какая тогда была радость в сердце старца, когда Бога, все держащего, в объятиях своих держал!

Очистим и мы, возлюбленный, сердца на­ши от всякой скверны плоти и духа, дабы принять в них Христа Господня, ибо Он хочет прийти и посетить нас и стучит в двери: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною (Откр 3:20).

О, благость Иисуса, Который обходит, и ищет, и хочет в дома сердец наших войти!

Как блаженно то сердце, которое сего сладчайшего Гостя принять удостоится! Удос­тоится такой вечери и таких благ, которых око не видело, и ухо не слышало, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9).

Упокоим же и мы, о возлюбленный, сего сладкого и великого Гостя в домах наших, да­бы и нам подал Он покой в вечном Своем царствии. Примем Его здесь, дабы и Он нас там принял. Постараемся принять драгоцен­нейший сей залог вечной жизни ныне, дабы с радостью и доброй надеждой отойти на тот век, когда Он от сего многобедного жития нас позовет.

Спасайся.