Collected Works, Volume 5

Читаем во святом Его Евангелии, что Он никем не гнушался, как человеколюбец, но к зовущим Его в дома входил, и вечерял, и с са­мыми грешными ел и обращался и беседовал, как Пришедший грешников спасти. Не возгнушается и нами, грешными, и придет к нам, и посетит нас Своим человеколюбием, если только очистим дома наши истинным покая­нием, сокрушением и сожалением о прежних грехах, и приготовим их, как Царю таковому, который в чистых сердцах обитает и упокое­вается, и попросим Его со смирением и ве­рой. Ибо если и не видим Его этими глазами, но Он неотлучно пребывает с любящими Его и невидимо посещает их.

Спасайся.

Письма 11 – 20

Письмо одиннадцатое

Правильно ты спрашиваешь: «Что есть ве­ра во Христа Иисуса?» Ибо не все веру эту имеют, которые имя Его святое исповедуют, но много между христианами есть таких, ко­торые отрекаются от Него, хотя и зовут Его: Господи, Господи! Ибо Он Сам говорит тако­вым: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? (Лк 6:46)

Я, по силе моей, с Его помощью отвечаю тебе. Ты прилежно рассуждай об этом важном деле, поскольку в нем начало и конец спасе­ния нашего. Ибо Иисус – Альфа и Омега (Откр 1:8), начало и конец нашего спасения: без истинной и живой в Него веры нет нико­му спасения, и потому в этой вере надобно христианину прилежно поучаться.

Я писал тебе, что Бог, милосердный Со­здатель наш, будучи нелицеприятельным, ра­ди всех нас, погибших, послал Сына Своего, чтобы спасти нас. Итак, Христос ради всех и каждого, ради меня, тебя и другого в мир при­шел, родился, пострадал и умер: один умер за всех, – учит Павел (2 Кор 5:14). Из этого мо­жешь уразуметь, что значит истинно и сер­дечно веровать во Христа, а именно:

1) Признать Его за истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы, воплотившегося от Пресвятой Богородицы, Девы Марии.

2) Признать Его за истинного Мессию, праотцам и отцам ветхозаветным обещанно­го, пророками проповеданного, в мире ожи­даемого и от Бога Отца на спасение мира по­сланного.

3) Признавать и иметь Его всякому верую­щему за Своего Искупителя и Спасителя, что он как прочих, так и его искупил от клятвы закона; как за прочих, так и за него Себя пре­дал; как за прочих, так и за него страдал и умер, – и кроме Него иного посредника к по­лучению вечного спасения не признавать, но в Нем едином начало и конец спасения своего полагать; любовь Его и благодеяния, всему ми­ру оказанные, всякому верному себе присваи­вать. То есть: я и ты, если от сердца веруем в Не­го, должны от сердца говорить: Иисус Сын Бо­жий мой Искупитель, мой Спаситель, мой По­мощник, мой Заступник, моя жизнь и прочее, ради меня пришел в мир, пострадал, умер и Своей смертью меня от смерти избавил, – и почувствовать это в сердце своем, а не только устами говорить.

Это есть свойство истинной, сердечной и живой веры – Бога своим Богом от сердца нарицать. Так апостол Павел говорит: Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и пре­давшего Себя за меня (Гал 2:20). Сын Божий всех возлюбил и за всех Себя предал, но Пав­лова верная душа себе это присваивает. Так и Фома к Нему говорит: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), – хотя Он и всех Господь и Бог есть. Это свойство веры во многих местах Пи­сания показывается, а особенно в псалмах, где Псаломник Бога своим Богом, царем, заступ­ником, помощником, прибежищем, защитни­ком, и прочее, называет, показывая веру свою в Него. Так Сам Бог называет Себя Богом Авра­ама, Богом Исаака, Богом Иакова (Мф 22:32), ради веры их в Него, хотя Бог всех есть Бог. Так к Нему Дамаскин святой поет: «Пою тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо идеши, мене ища заблуждшего», и прочее (Гласа 2-го песнь 4). И в другом месте: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование», и прочее (Гласа 8-го песнь 4).

Ибо и дети (одного) отца – каждый своим отца называет, один говорит: отец мой, и дру­гой также говорит: отец мой, хотя отец (его) и всех их есть отец, потому когда вообще говорят о нем, то его называют общим своим отцом, говоря: отец наш то и то делает, или сказал нам, или приказал, и прочее. Также и верные, общую веру в Бога показывая, назы­вают Его Богом и Отцом своим, говоря: Бог и Отец наш, – и молятся Ему: Отче наш, и про­чее. А когда каждый свою веру особенно хочет показать, то говорит: Бог мой, Создатель мой, Заступник мой, Господь мой, Царь мой, Спа­ситель мой, и прочее. Ибо вера сердечная – это как малое детище, к матери своей прилеп­ляющееся, и при ней быть всегда хотящее, и во всяких нуждах к ней руку простирающее.

Так и вера, все создания оставив, к Богу, от Которого произошла, всегда прилепляется, и в нуждах к Нему единому прибегает и помо­щи просит и защиты, и на Него – как на Бо­га своего, всесильного, премудрого, истинно­го, и потому никогда не лгущего, милосерд­ного и благоутробного Отца, в Котором все свое блаженство полагает и от Которого отлу­читься за крайнее бедствие поставляет, так же, как дитя малое при матери быть за безо­пасность и блаженство свое поставляет, и от­лучиться от нее за бедствие свое; – так, гово­рю, вера на Него, Бога, Создателя и Отца сво­его, всю свою надежду полагает и Его крепко держится, как Защитника и Помощника сво­его, уповая на всесильную Его помощь, ми­лость и неложное обещание: Не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13:5).