Collected Works, Volume 5

1) Еле-еле нашлось безопасное место дня воспитания Сына Божия, странствующего на земле, и Тот, Которому принадлежит земля и все, что наполняет ее, из страны в страну бегая, в малом и всеми презираемом городке Назаре­те стал жить. Так и истинные христиане, рабы Его, пребывают в мире этом странниками и пришельцами: не имеют здесь постоянного гра­да, но ищут будущего (Евр 13:14). На чужой сто­роне живя, всего опасаются, мир и дьявол не­престанно гонят их и стараются их погубить или повредить, потому что они не от мира (Ин 17:16), как и сам Христос, Начальник их.

Пристанем и мы к странникам этим, да­бы с ними в небесное отечество прийти. На­пишем на сердцах наших, что мы в мир этот входим не ради мира, но ради перехода на тот век, тогда подлинно и мы странниками в мире этом будем. Тогда не будем искать здесь ни богатства, ни чести, ни славы, не будем строить богатых домов, и прочее, зная, что все это оставим в этой стороне, но будем ис­кать будущего града, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10).

2) Ирод боялся лишиться царства и пото­му такое кровопролитие учинить не убоялся, однако же не только царства, но и жизни лишился. Так смерть всему конец полагает и всех равными делает.

3) Видим, что люди там боятся, где нет страха, но там не боятся, где истинный страх. Боятся лишиться чести, славы, богатства, что все следует необходимо оставить всякому, но не боятся беззаконничать и навечно погиб­нуть. Это ослепление ума человеческого.

4) Злодеев и душегубцев казнь Божия по­стигает. Они думают долго жить и беззакони­ями свирепеть, но невидимо им ров копается, и нечаянно впадают в него. Так Ирод хотел погубить Христа, и столько младенцев погу­бил, и хотел долго царствовать, но не удалось: умерли искавшие души Младенца. Так Авесса­лом хотел отца своего Давида умертвить, но нечаянно повис между небом и землей (2 Цар 18:9). Так Фараон, притеснявший Израиль, но Божиим неоднократным наказанием убежденный, отпустил было его от себя, но опять, раскаявшись на свою беду, погнался в след за ним, желая себе поработить его и вме­сто раба иметь, но нечаянно, где надеялся найти корысть, там погибель себе и всему своему воинству отыскал, потонув, словно олово, в воде. Так судьбы Божии постигают своевольных и неисправных беззаконников.

5) Не будем же ревновать лукавым и не будем завидовать делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут, по увещанию Псаломника (Пс 36:2). Но гонение и озлобление, нам от них бываемое, предадим Богу, судящему праведно, и терпением нашим будем спасать души наши.

Спасайся.

Письмо шестьдесят восьмое

Просишь, чтобы я написал тебе еще о Спасителе нашем. Хорошо, и мне это полез­но. Предлагаю тебе о том (рассуждение).

Читаем в Евангелии, что когда Сын Бо­жий был двенадцати лет и когда по обычаю Матерь Его святая с Ним и с Иосифом при­шла в Иерусалим на праздник Пасхи и, по окон­чании дней праздника, возвращалась в свой дом, то на пути заметила, что возлюбленного Сына Ее не было с ними, и, поискав Его меж­ду родственниками и знакомыми и не найдя Его, возвратилась в Иерусалим взыскать Его. Где же Его нашли? Слушай, что говорит еванге­лист: Через три дня нашли Его в храме, сидяще­го посреди учителей, слушающего их и спраши­вающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его (Лк 2:46-47).

Примечай здесь, брат:

1) Где Спаситель наш Господь обретен святой Матерью Своей? Не на торжище, ни на ином подобном месте, но в церкви, где за­кон Божий толковался. Там Его отыскала, си­дящего посреди учителей, и слушающего их, и спрашивающего их. Так и ныне в тех сердцах Он обретается, которые в законе Господнем день и ночь поучаются. В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвечает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Свои и в удивле­ние приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, возжигает любовь и учит смире­нию и кротости. А удаляется от тех, которые суету, ложь и беззакония замышляют и в тех поучаются. Рассуждай об этом и поучайся в законе Господнем. Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел: но в законе Господне воля его, и в законе Его поучит­ся день и ночь (Пс 1:1-2).

2) Премудрость, и разум, и ответы Его, для отроческого возраста необычные, показыва­ли, что Он есть ипостасное Слово Божие, От­чая премудрость и сила, во плоти явившаяся и между людьми живущая. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.