Collected Works, Volume 5

Просишь ты изъяснения слова – покай­тесь. Я тебе некогда по силе моей писал о том, однако еще ныне о том же вкратце повторяю.

Знаешь, что люди говорят, когда узнают, что плохое что-нибудь сделали или сказали? Ведь они так говорят, узнав погрешность свою: ах, как я плохо то и то сделал, или плохо то и то сказал!.. Видишь, что они жалеют о содеян­ном зле, или сказанном плохом слове, а если жалеют, то впредь и берегутся того делать или говорить.

То же и в христианском покаянии приме­чается. Истинно кающиеся, узнав грех, жале­ют, что его творили, и берегутся от него впредь, подобно тому, как кто-либо, пора­нившись от чего-то или испытав вред какой, уже впредь бережется от этого. Ибо и согре­шающие христиане получают рану, но не на теле, а на душе, и кто истинно сей вред от греха узнает, тот уже уязвляется печалью, и жалеет, что эту рану получил, и впредь от то­го греха бережется, от которого уязвился ду­шой. И таковой также себя осуждает и укоря­ет: напрасно, мол, то и то я делал. Ибо грех, узнанный в совести, делает в человеке страх, стыд, печаль и болезнь, что его впредь и не допускает до греха.

Видишь, что покаяние делает. Человек по­знает грех, а познанию греха последует: страх суда Божия, стыд, что бесстыдно пред Богом поступал и закон Его святой нарушал, печаль и болезнь, что благого Бога, Которого должен был любить и бояться, прогневлял бесстра­шием. Так человек, узнав грех, узнает и про язву на душе, а узнав про язву, печалью уязв­ляется за грех, и так язвой печали исцеляется от язвы греховной. Берегись же греха, как змия, чтобы не уязвил тебя. Лучше на теле, нежели на душе рану получить.

Спасайся.

Письмо семьдесят третье

Вопрошаешь: от чего грех узнается?

Ответ: от закона и рассмотрения совести. Закон говорит: не убивай, не прелюбодейст­вуй, не кради, не злословь, не клевещи, не гневайся, и прочее. Но когда человек это слы­шит или читает, то в совесть смотрит, и рас­суждает, и рассматривает, не делал ли или не делает ли того, что закон запрещает, – и так узнает грех. Ибо совесть согласна закону Бо­жию. Что обличает закон, то и совесть, и ког­да совесть в чем-либо не обличает человека, то и закон его в том не обличает. Итак, по­ставь совесть твою против закона, как ста­вишь лицо против зеркала, и так рассуждай о законе и совесть рассматривай.

Например, закон говорит: не обижай ближнего, – видишь, что закон тебе повеле­вает. На это запрещение смотря, посмотри в совесть твою, не делал ли, или не делаешь ли ты того, что запрещает закон, и когда видишь это в совести, то и узнаешь, что ты согрешил против Божия закона. Так от закона и рассмо­трения совести узнаешь грех, так и о прочих грехах разумей. Ибо совесть солгать не может, она то свидетельствует, что в ней есть. Нару­шенный закон, грешником слышанный или читаемый, ударяет в совесть согрешившего, а совесть, преступлением закона раздражен­ная, обличает человека за грех, и так закон и совесть в познание греха приводит согрешив­шего. В совести каждый грех записывается, как в книге, и даже если бы человек хотел скрыть грех, от совести скрыть не может.

Прочитай заповеди Божии, и смотри в со­весть, и увидишь, в чем ты согрешил, и так в познание грехов будешь приходить. А от по­знания грехов последует покаяние, а оттуда последует страх суда, ибо закон нарушенный грешнику гнев Божий возвещает. Последует стыд, так что сам себя стыдиться будет за то, что он, земля и пепел, Бога, Царя и Господа не слушал. Последует печаль и болезнь серд­ца, что своего Создателя и Благодетеля, Кото­рого более всего должен почитать, непослу­шанием и своевольством не почитал.

Все это последует от рассуждения о зако­не, грехом разоренном, и от рассмотрения со­вести, грехом раздраженной. Если, согрешив против земного царя и узнав грех, боимся су­да его, стыдимся и печалимся, что так худо сделали и величество его оскорбили, то тем более последует то, когда узнаем грех наш, против Царя Небесного совершенный. Ибо всякий царь земной, хотя и высок и велик че­стью, однако пред Богом как ничто, ибо та­кой же человек, как и мы.

Всякий же грех бывает против Бога, ибо всяким грехом закон Его святой нарушает­ся, – бывает же или непосредственно, или посредственно. Непосредственно, когда про­тив Него Самого грешим, то есть или не ве­рим Ему, или имени Его не почитаем, и про­чее. Посредственно, когда против ближнего грешим, или словом, или делом, ибо Бог и это запретил.

Итак, видишь, от чего грех познается. По­знаем же грехи наши. Ибо в этом начало по­каяния.