Collected Works, Volume 5

Спасайся.

Письмо семьдесят четвертое

Ты требуешь изъяснения: как язва греховная язвой печали за грех исцеляется?

Ответ. Бог, по Своей благости и человеколюбию, обещал подать милость и оставление грехов тем грешникам, которые, познав грехи свои и их признав, пред Богом со смирением истинно каются, сокрушаются, и жалеют, и просят у Него отпущения. Грешник, обратившийся и кающийся, сие милостивое Божие обещание взяв в рассуждение и зная, что Бог милосердный лицеприятия не имеет и как ко всем кающимся был и есть милостив и отпущение грехов им подает, так и ему то же сотворит, – таковым рассуждением утешается, от печали за грех отраду принимает, и, как жаждущий водой, прохлаждается, и такой отрадой и утешением язва греховная, которая душу его уязвила, исцеляется, как живительным пластырем язва, на теле принятая.

Отсюда видишь, что в истинном покаянии закон и Евангелие сходятся. От закона познает грешник свой грех, как душевную язву, и из-за этого уязвляется печалью. От Евангелия же отраду и утешение печали своей принимает, как жаждущий от живого источника прохлаждение. Ибо на Евангелии основаны все милостивые Божии обещания, между которыми обещание об отпущении грехов занимает непоследнее место.

Из этого видишь, как нужно нам знать закон Божий и Евангелие Его святое и в них поучаться, дабы от закона познать грехи свои и о них каяться сокрушенным сердцем, а от святого Евангелия живое и действительное почерпать утешение. Потому, если хочешь истинное покаяние творить, держись закона и прочитывай его; он и учит нас, что мы должны делать, и в чем грешим, обличает, как зеркало пороки на лице. Сокрушаясь же о грехах, к Евангелию, как жаждущий к холодной воде, обращайся. Закон научит тебя, что ты должен, будучи христианином, делать, и обличит, в чем оступился и оступаешься, но Евангелие не попустит тебе отчаяться, и падающего удержит, и изнемогающего укрепит. Слава Богу за все!

Спасайся.

Письмо семьдесят пятое

Как явился Спаситель наш Сын Божий миру?

Ответ. Евангелие святое повествует нам, что когда люди приходили ко святому Пред­тече креститься от него, пришел и Христос Сын Божий креститься от него, и хотя Крес­титель отказывался крестить Его, познав Его как Господа и Бога своего, явившегося во плоти, но повинуясь повелению Его, как Гос­пода своего, крестил Его. Тогда над крестив­шимся Христом явился Дух Святой телесным образом, как голубь, и глас с небес услышался: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17).

Здесь видим:

1) Бог Триипостасный явился миру: Сын Божий во плоти крестился, Дух Святой в виде голубя на Него сходил, Отец с небес гласом Своим свидетельствовал.