Collected Works, Volume 5

Спасайся.

Письмо семьдесят шестое

Смотри, любезный, и примечай, как чело­век согрешил в раю, изгнан из рая, – и за­ключился рай, заключились и небеса. Смот­ри, что делает грех! Но как Сын Божий явил­ся на земле, то и двери небесные отворились, и глас Небесного Отца услышал человек, ко­торый из рая изгнан был, и услышали люди: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное. Из всего этого видно, что вновь отворился вход в царство небесное людям. Как Бог на землю пришел, то и люди начали на небо вос­ходить, и теперь земные жители получают гражданство небесное, и люди с Ангелами пребывают. Слава Богу, благоволившему так!

Спасайся и радуйся о сем.

Письмо семьдесят седьмое

Видел ли ты, что делает смирение? Иоанн святой признавал себя недостойным развя­зать ремень обуви у Христа: Я недостоин раз­вязать ремень у обуви Его, – то есть почитал себя недостойным даже прикоснуться к обуви Христовой, но удостоился руку свою на главу Его возложить. Так Петр говорил ко Христу: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк 5:8). Но услышал от Господа: Не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк 5:10). Видишь, куда смирение возводит. Чем более человек смиряет себя, тем более Бог его возвышает, ибо унижающий себя возвысится (Лк 14:11), по слову Господнему.

Спасайся.

Письмо семьдесят восьмое

Вопрошаешь ты: во сколько лет Сын Бо­жий крестился?

Ответ. Евангелист святой говорит: Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати (Лк 3:23). Видишь, что Ему было тогда около тридцати лет. Упомянув о годах и возрасте Спасителя нашего, подивимся и благости Бо­жией.

1) Возрастал и взрослел с годами Тот, пред очами Которого тысяча лет, как день вчераш­ний (Пс 89:5), Творец времен и веков, неиз­менный, вечный, безначальный и бесконеч­ный. В святейшей утробе неискусобрачной Девы зачался и носим был, родился и младен­цем был; потом отроком, потом юношей был; далее и в мужа совершенного, в меру полного возраста (Еф 4:13) пришел, как все люди, ибо, будучи Богом, восхотел уподобиться нам ради нас во всем, кроме греха.

Запечатлеем, возлюбленный, великое дело сие в памяти нашей, дабы не быть в числе тех, на которых жалуется Псаломник: И забыли они благодеяния Его, и чудеса Его, которые Он пока­зал им (Пс 102:2). Нет большего благодеяния и чуда, как воплощение Сына Божия. Это бла­годеяние и чудо Божие все древние чудеса и благодеяния Его превосходит. Благодеяние и чудо это уму нашему непостижимо. Об этом восклицает богоглаголивый Павел: Велика благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16). Хочешь ли каждый день видеть чудо, – помышляй о воплощении и жизни Христовой каждый день и будешь иметь, чему удивляться.

2) Как зачатие, рождество, так и взросле­ние с годами и различный возраст Господу приписывается по человечеству, а не по Боже­ству. Ибо Божество как начаться, так и родить­ся и расти не может, поскольку безначально, неизменно и вечно, и никакой перемене не подлежит, всегда равно в своем совершенстве и вечности пребывает.

3) Иисус Христос Господь наш, будучи ипостасной премудростью Отчей, до совершен­ных лет человеческого возраста не выходил на великое Свое дело, но явился миру, когда бы­ло ему около тридцати лет, тогда вышел на проповедь Евангелия Своего. Отсюда мы, слепые и неразумные, учимся не вдаваться в публичное звание, а особенно в пастырское дело, но ждать совершенного возраста трид­цатилетнего. Ибо в этом возрасте познается как разум, так и нрав человеческий, постоян­ный и непостоянный, добрый и злой, полез­ный или вредный обществу.

Спасайся.

Письмо семьдесят девятое

Спрашиваешь: что было после Крещения Господня?