Collected Works, Volume 5

Рассматривай эти пункты, особенно в уе­динении и в ночное время, и с помощью Божией породится в тебе дух печали ради Бога, сокрушения и умиления.

Спасайся.

Письмо шестнадцатое

В том ли ты сомневаешься, что тот хрис­тианин, который во зле живет, не верит Слову Божию? Отвечаю тебе: воистину так и есть, воистину нет надлежащей в нем веры.

Примечай и рассмотри следующее:

1) Кто дерзнет пред царем бесчинство­вать, если видит его пред собой? Тем более дерзнул ли бы христианин грешить и закон Божий нарушать, когда бы точно верил, что Бог с ним есть, Который, как Слово Божие учит, на всяком месте есть и все видит, даже самое тайное помышление, начинание, наме­рение, а не только явное дело. Не всегда ли трепетал бы и от всякого зла уклонялся, из-за присутствия Божия, чтобы присутствующего Бога не прогневать? Но, ослепленный, не ви­дит того, не помышляет. Пред царем земным, человеком, трепещет; пред Богом ли, Царем Небесным и страшным, Который и самим ца­рям страшен, не будет трепетать, если верою видит Его пред собой?

2) Сам ты знаешь, как приготовляется че­ловек, вызываемый на суд человеческий, где много может хитрость, красноречие, золото, серебро и предстательство, – обдумывает, как бы не посрамиться и временной казни не подпасть. К суду ли Христову, где Судья – Бог, Который всякое наше дело, слово и по­мышление знает, и судит по делам, а не по ли­цам, и никакого извинения и предстательства и даров не приемлет, не старался ли бы приго­товляться покаянием, сокрушением сердца, удалением от всякого зла, воздыханием и усердной молитвой, что одно только Сего Су­дию умилостивляет, если бы истинно и дейст­вительно верил тому? Тем более, что Суд сей Страшный неожиданно настанет, как Слово Божие учит.

Боится человеческого суда, от которого и виноватые часто правыми отходят и который только временной предает казни, – не будет ли трепетать Божия суда, от которого виноватые виноватыми отходят и вечной предаются каз­ни? Невозможно сие, если верит.

3) Временной казни и смерти боится чело­век и избегает таких дел, которые по граждан­ским законам смертной казни подлежат, ибо видит казнь на прочих. Вечной ли казни, му­ки, огня, и прочего горчайшего страдания ад­ского, в котором грешники без конца будут мучиться, не ужасался бы, если бы точно ве­рил Слову Божию, которое о том возвещает, и от всякого греха, который к вечному мучению приводит, не уклонялся ли, не плакал бы, не творил бы истинного покаяния, чтобы того мучения избегнуть? Временной смерти боит­ся; вечной ли не будет бояться, если верит? Не может такого быть.

4) Христос Господь говорит: Если вы буде­те прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете про­щать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14-15). Если верит христианин сказавшему эти сло­ва, Христу, как всякому христианину должно верить, то почему же на ближнего, оскорбив­шего его, злобится? Почему или словом, или делом мстит? Почему не прощает от сердца, чтобы и его самого простил Господь? Слово Христово истинно и не преходяще: прощающе­му простится, и непрощающему не простится. А если не простится, что оттуда следует? Не иное что, как только то, что за все грехи, делом, словом и помышлением соделанные, будет страдать во огне вечном и правде Божией пла­тить.

5) Также, если христианин верит, что по­дающему нищим и бедным ради имени Хрис­това воздастся в воскресение праведных (Лк 14:14), почему не делает милости им, особен­но, когда сие Христос Себе вменяет (Мф 25:40, 45)?

6) Также, если верит христианин, что бу­дет вечная жизнь, блаженство и слава вечная благочестиво живущим во Христе, то почему того усердно не ищет? Почему славы, чести и богатства в мире этом ищет? Почему мир этот за отечество имеет? Как люди стараются, сколько трудов полагают, чтобы богатство со­брать! В какие подвиги вдаются воины, чтобы чин временный заслужить! Сколько работают и потеют земледельцы, чтобы плоды собрать! Какая тому причина? – Причина в том, что видят, ради чего трудятся, и надеются полу­чить то, ради чего трудятся. Знание будущего и желаемого ими добра предшествует надеж­де, а надежда поощряет их ко всякому труду, чтобы получить то, что знают и надеются по­лучить, хотя часто и обманывает их такая на­дежда. Ибо не все человек получает, чего ищет.

Смотри, что сыны века сего делают, при­мечай, как сокровищ своих желаемых ищут. Ничто им не тяжко. Всякую неудобность, беду и скорбь приключающуюся преодолевают, взирая на желаемое свое сокровище.