Collected Works, Volume 5
57.О должности богатых и убогих.
class="postLine">Богатых
class="postLine">1) Богатство есть Божие добро, людям данное, ибо Господня земля и все, что наполняет ее (Пс 23:1). Дается оно тебе, христианин, не ради тебя одного, но и ради убогих, довольствуйся же им умеренно, и Бога благодари, и недостатки убогих восполняй. Это правильное употребление богатства. Помни, что ты распорядитель, а не хозяин богатства, и за все будешь отвечать.
2) Святое Божие Слово хвалит и ублажает тех, которые милостивы и щедры к убогим: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5:7). Блажен помышляющий о нищем и убогом (Пс 40:1). Дела милости пред всем миром превозносятся праведным Судией Христом и в других местах Святого Писания (Мф 25:33-36). Христианин! Если хочешь быть участником вечного блаженства, будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь, много и давай. Мало имеешь, мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по величине отданного, но по усердию дающего, ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор 9:7). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых сторицей примешь. Итак, подавай милостыню. Не бойся, не погибнет то, что ты отдал, ибо верен Обещавший.
3) Многие христиане, несмотря на то, что милостыня такое великое получает вознаграждение, или, как сторожа, имение свое хранят, или расточают его на прихоти и роскошь. Имение, которое хранили, останется чуждым, а часто и врагам в руки попадает. Имение, расточаемое на прихоти и роскоши, погибает, как сам видишь, человек. Но и хранители и расточители таковые не только лишаются блаженства, но и истязаны будут Господом, как злые рабы. Берегись этого, христианин. Богатство человеку или вредит, или пользу подает. Польза от него бывает, если по воле Божией его расходуешь, а вред, если не так, как надлежит, его употребляешь. Будь же верным распорядителем имения Господня, человек, и истинно богатым будешь.
О должности убогих
Убогие, которые принимают милостыню, должны быть благодарны и Богу, являющему им Свою милость через человека, и человеку, дающему и в нуждах им помогающему, и его как своего благодетеля любить, почитать и в молитвах своих поминать. Обязанность богатого – подавать, нищего – благодарно принимать и усердно молиться за дающего. Однако, даже если принимающие милостыню и не молятся задающего, милостыня, поданная от доброго сердца, сама по себе, больше всех людей молится, и непрестанно ходатайствует к Богу, и милости у Него дающему беззвучно просит.
58. О должности дающих и принимающих взаймы.
Дающих
Христианская любовь и обязанность велит взаймы давать просящему, по слову Христову: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф 5:42). Видим, что многие христиане не хотят давать взаймы без лихвы или процента, но видим и то, что от этого многие беды и напасти бедным должникам последуют. Многие из них в крайнюю скудость и нищету приходят, многие в темницах, как злодеи, сидят и страдают. Христианин! Ты взаймы давай, но проценты брать берегись.