Collected Works, Volume 5

Христианин, когда точно уверится в веч­ной жизни и несказанной славе небесной, не оставит ли все сокровища мира сего, всю ми­ра сего славу, честь, богатство, плотоугодие и к тому единому сокровищу не будет ли стре­миться? Не понесет ли трудов и подвигов, чтобы вечную жизнь и славу получить? Не пойдет ли тесным и прискорбным путем, что­бы вечной жизни и славы достичь, куда толь­ко тесным путем доходят и многими скорбями (Мф 7:14; Деян 14:22; 2 Тим 3:12 и на прочих местах)? Временное сокровище так усердно ищет человек, которое вскоре оставит, – ищет, потому что видит его. Вечного ли со­кровища, словом несказанного и умом непо­стижимого, которое, если отыскать, то никог­да не потеряется, – не будет ли усердно и прилежно искать, и все терпеть, чтобы того не лишиться, когда верою увидит его? Быть тому невозможно.

Поверь, возлюбленный, что человек весь век страдать захотел бы, если бы нужда была, только бы вечного блаженства не лишиться, если бы хоть частицу его увидел. Так оно ве­лико, так красиво, так сладко! Оно различно от Духа Святого в Писании Святом описывает­ся и в пользу и утешение наше представляется нам, дабы мы усердно его искали и благодатью Его получили. Итак, кто Слову Божию верит и в нем открытое то блаженство оком веры видит, тот непременно, все мирское сокрови­ще оставив, того единого усердно ищет.

7) Если бы кто тебя от временного бедст­вия и смерти избавил, и избавил бы не чем иным, как своим бедствием и страданием до­бровольным, скажи, пожалуйста, как бы ты его любил, почитал, имя его, как благодетеля своего, везде с любовью и почтением поминал? Не все ли бы ты делал, что он хочет? Бесспорна эта истина. Если же веруешь, что Христос Сын Божий от бедствия и смерти, не временной, но вечной избавил, и избавил не серебром или зо­лотом или иною какой тленной вещью, но страданием, Кровью и смертью Своей, и от­ворил тебе небесное вечное царствие, то как не будешь Его, столь высокого и великого Благодетеля, любить, почитать, благодарить от всего сердца и во всем Ему угождать? Как не будешь усердно и с любовью Ему послуша­ние оказывать? Малого благодетеля – человека, которому ты чем-то временным обязан, любишь и высоко почитаешь; как же не бу­дешь Того, Которому навечно ты обязан, лю­бить и почитать?

Но где любовь, где почитание, где благо­дарность ко Христу у грешника? Разве что на словах. Это не почитание и не любовь, но ли­цемерие. Многие христиане устами говорят: почитаем Тебя, Христе, поклоняемся, поем и славим, – но делами иное показывают. Устами почитают, поют и славят, но беззаконными делами бесчестят. Многие христиане не жале­ют на приданное дочерям, на богатые столы, дома, коней, кареты, псовую охоту и прочую суету много средств расходовать, но ради име­ни Христова или ничего или копейку подают. Ради временного благодетеля-человека все творят, всякое послушание, всякое угождение оказывают люди; а ради Христа, вечного Бла­годетеля, и того делать не хотят, что ради человека-благодетеля делают. Где же почитание, любовь и благодарность к Благодетелю? А без почитания и любви истинной, где вера, кото­рую апостол велит нам от дел показывать: По­кажи мне веру твою от дел твоих (Иак 2:18)?

Из этих приведенных рассуждений ви­дишь, что вера есть корень благочестия и ис­точник, от которого, как ручьи, добрые дела проистекают: от веры страх Божий, презре­ние мира, умерщвление плоти со страстями и похотями, отречение от самого себя, то есть гнева, злобы, ненависти, похоти, сребролю­бия и прочих недугов; любовь к Богу и ближ­нему, воздыхание и желание блаженной веч­ности, и прочее. А из этого разумей, что тот христианин не имеет веры, который или во зле живет, или к миру, то есть к чести, славе, богатству и плотоугодию мирскому пристрас­тился. Словом, не верит тот Слову Божию, который не старается по правилу Слова Бо­жия жизнь свою исправлять.

Как не будешь стараться делать то, что по­велевается в Писании, если точно веруешь, что Бог, Создатель и Господь твой, тебе это повеле­вает? Царя земного, и даже низшую власть слушаешь и исполняешь их повеления, – Бо­га ли, Царя Небесного, не будешь слушать и заповедей Его исполнять? Царю земному, че­ловеку, который часто и не стоит в истине, как человек, веришь, если что обещает, и ради того служишь ему, и боишься, если чем грозит, – Богу ли, истинному и неложному, не бу­дешь веровать, и на то ли не надеяться и не ожидать, что обещает, и не будешь ли бояться того, чем грозит, когда точно поверишь слову Его святому?

Видишь, что должно прежде поверить слову без сомнения, что оно есть Божие Сло­во, и есть истинно и неложно; и что оно, как всякому, так тебе и мне сказано от Бога; и что повелевает, как всякому, так тебе и мне пове­левает; и что обещает, как всякому, так тебе и мне обещает; и чем грозит, тем всякому, мне и тебе и другому грозит. Ибо Бог на лица не смотрит, но всякому слово Свое объявил. Рас­суждай об этом.

Спасайся.

Письмо семнадцатое

По желанию твоему отвечаю и знаки ис­тинного покаяния описываю, которые при­мечаются из Святого Писания и церковной истории, и в нынешних людях, истинно каю­щихся, и в книгах святых отцов и церковных учителей изъясняются. Ты примечай и рас­суждай о себе, имеются ли они в сердце тво­ем. Ибо без истинного покаяния Евангелие и Христос, во Евангелии проповедуемый, ни­какой нам не дадут пользы. Пластырь к ране прилагается, и лекарь к больному, признаю­щему немощь свою, приходит. Так и утешение евангельское сердцу сокрушенному подается.

1) Изменение сердца к лучшему и исправле­ние греховной жизни. Ибо истинно кающийся как от прежних отстает грехов, и ненавидит их, и гнушается ими, так и от других бережется.

2) Плоть распинает со страстями и полотя­ми (Гал 5:24), то есть славу, честь, плотоугодие мира сего за ничто имеет. Страсти свои: гнев, злопамятство, похоть, ненависть, зависть, сре­бролюбие, и прочее – усмиряет и укрощает.

3) Пищу, питье, одежду, и прочие вещи и средства для поддержания жизни – ради нужды употребляет, а не ради угождения пло­ти. То есть одежды требует только ради при­крытия и согревания, а не ради красоты; пи­щу и питье употребляет ради подкрепления немощи плотской, а не ради услаждения. Ему все равно, в каком доме жить, в богатом или в убогом, только чтобы покой был.