Collected Works, Volume 5
8) Безопаснее и пред Богом всевидящим, и пред праведным Его судом не брать, нежели брать проценты. Избери же безопаснейшее.
9) От процентов люди в большее убожество и нищету приходят, как выше сказано. Христианская же обязанность велит недостатки ближнего восполнять, а не делать еще большими, и помогать ему, а не разорять его. Берегись же под видом помощи разорять ближнего, и взаймы давай, а сверх данного ничего не принимай.
10) Возразит кто: я, мол, беру процент с богатых, а не с бедных.
Ответ. Христианская любовь и обязанность (как выше сказано под номером 57) велит людям убогим давать просто из милости, и без возврата, и им в нуждах помогать, не говоря уже о том, чтобы взаймы давать и не брать с них процентов. Кто с убогих проценты берет, тот великое бесчеловечие делает и последнюю искру совести потерял. Возлюбленный! Рассмотри прилежно вышеописанные пункты, и помни о Страшном Суде Христовом, и тогда будешь давать взаймы, но процентов брать не будешь. Подлинно я в том тебя уверяю.
11) Когда должник в такую скудость и нищету придет, что действительно не имеет чем отдать заимодавцу, христианская любовь требует, чтобы заимодавец или потерпел, или, что лучше всего, долг должнику простил.
Христианин! Действительно твой должник тот, который взял у тебя взаймы, но ты должник Божий. Он тебе веществом должен, а ты Богу – грехами. Его долг против твоего греховного очень мал, каким бы великим ни был. Прося же у Бога прощения тьмы талантов, прости ближнему твоему сто пенязей. Пощади бедного, дабы и тебя Бог пощадил. Будь, человек, милостив к человеку, дабы без зазрения совести помолиться Богу: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк 18:13)! Берегись посадить в темницу подобного тебе человека, а может быть, что и лучшего, дабы не подвергнутся тебе той же участи, которая постигла злого евангельского раба (Мф 18:32-34). Помни написанное: Суд без милости не оказавшему милости (Иак 2:13). Смотри еще об этом пункт 57.
Об обязанности принимающих взаймы, или должников
Многие в займы просят и принимают лицемерно, и обещаются возвратить, но взяв из рук заимодавца, забывают свое обещание и уже не думают отдавать. Видно, что они хотят отдавать до того момента, пока не получат. А если правду сказать, то для того просят и принимают, чтобы не отдавать взятого. Многие притворяются, якобы испытывают недостаток и не имеют, чем заплатить свой долг заимодавцу. Все таковые не истинные, но ложные христиане, лжецы и обманщики, по сути же, хищники и воры, так как чужое добро лестью и коварством похищают.
Подлинно, они должники и Богу и людям, и со своим долгом явятся на Страшном Суде Христовом, и долг их, и коварные их замыслы и дела представятся пред лицом их. Такие хитрецы и обманщики несносный вред делают обществу, ибо они отнимают от сердец человеческих то доверие к людям, без которого общество быть не может. Люди, обманутые такими лжецами, уже и добрым не верят, и взаймы не решаются давать. А какое от этого зло в обществе последует, сам видишь.
Христианин! Ты когда в займы возьмешь, постарайся отдать все в свое время, чтобы взятое и не отданное в хищение тебе не вменилось. Отдай все, что должен, чтобы с долгом пред судом Христовым не явиться. Загладь же долг твой, пока находишься на пути жития твоего. Если же действительно в такую скудость придешь, что не имеешь чем заплатить, как это в мире бывает, то приди со смирением к заимодавцу, и объяви ему свою бедность и скудость, и проси его, чтобы он или потерпел, пока возвратишь ему должное, или отпустил бы твой долг, или как-нибудь иначе удовлетвори его за долг. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта, – говорит тебе Господь (Мф 5:25-26).
59. О должности продающих и покупающих.