Collected Works, Volume 5

Продающих

Многие, продавая свой товар, продают и совесть свою, а с совестью и душу, и вечное свое спасение, и покупают себе вечную погибель. Это те:

1) Которые продают гнилую вещь за хорошую и худую за добрую, как-то: немощную скотину за здоровую, которую обычно выкармливают, чтобы она людям доброй показалась.

2) Которые продают одну вещь за другую, как-то: куницу за соболя, хрусталь за алмаз, и прочее.

3) Которые продают всякую дешевую вещь за дорогую.

4) Которые мешают воду в вино и песок или иное что-либо тяжелое в соль для большего веса.

5) Сюда относятся и те бессовестные продавцы, которые за свой товар требуют большей цены, чем он стоит, потому что так замышляют в сердце своем покупателя обмануть.

Еще хуже и беззаконнее те продавцы, ко­торые во лжи клянутся и святое и страшное имя Божие во лжи призывают. Все вышеназ­ванные продавцы и им подобные грешат про­тив заповеди Божией: не кради. И столько они крадут, сколько своих товаров так бессовест­но продают; и если этого злого дела не оста­вят, и не покаются, и не исправятся, то как расхитители и воры явятся на суде Христовом и по делам своим воспримут.

Смотри же, христианин, что и как прода­ешь, чтобы вечное свое спасение не продать. Когда что продаешь, храни совесть твою вез­де и во всем, чтобы не потерять добрую со­весть и не погубить свою душу. Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19).

Покупающих

Когда продавец называет цену за товар, покупающий уже не должен уменьшать ее, но давать требуемую цену. И в продавце и в покупателе должна быть христианская простота и истина, ибо без нее всякое дело будет злым и непотребным (Смотри еще пункт 3).

60. О должности нанимающих и нанимающихся работать.

Видим, что одни других нанимают работать, но видим и то, что и нанимающиеся и нанимающие грешат. Нанимающиеся грешат и подлежат пороку хищения, и являются настоящими ворами и хищниками, если, взяв достойную цену, не хотят прилежно работать, но лениво и нерадиво работают, и только дни и часы проводят. Они сами видят, что напрасно плату берут, а так бессовестно чужое добро похищают.

Нанимающие грешат, если наемникам или совсем не дают, или не сполна дают на­значенную плату. Такой грех – грех на небо вопиющий и отмщения у Бога просящий. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа (Иак 5:4). По­этому наемник должен прилежно и на совесть работать, чтобы полученная им плата в хище­ние ему не вменилась; а хозяин должен всю и сполна мзду наемнику отдать, чтобы не по­знать на себе гнев Божий и суд Его праведный (Смотри еще выше пункт 3).

61. Об оскорбляющих и оскорбляемых.

Случается живущим в обществе друг друга оскорблять. Бывает это или от хитрости врага дьявола, который, ненавидя любовь между нами, подстрекает нас к оскорблению ближнего, или от слабости естества нашего, или от невнимания, а часто и от привычки. В таком случае обязательно нужно примирение, и так братолюбие сохранится.

Многие, оскорбив ближнего своего, небрегут об этом, и так в церковь входят и молятся; но в каком опасном состоянии они находятся, видно из следующего: кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит, и кто человека оскорбит, тот и самого Бога оскорбит, поскольку Бог запретил против человека согрешать и его оскорблять. Итак, человек, согрешая против ближнего своего и его оскорбляя, согрешает и оскорбляет Бога, заповедавшего не творить того.

Любовь к ближнему связана с любовью Божией. Когда разоряется любовь к ближне­му, то разоряется и любовь к Богу. Кто ближ­него не любит, тот и самого Бога не любит. А из этого следует, что кто хочет с Богом прими­риться и с Богом мир иметь, тому должно прежде с ближним своим примириться, и тог­да к Богу приступать и молиться, и от Него милости просить. А отсюда видно, что суетна и тщетна молитва тех, которые, ближнего своего оскорбив и с ним не примирившись, к Богу в молитве приступают. Об этом говорит Господь: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю те­бе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф 5:23-26).