Collected Works, Volume 5

Смотри, христианин, как нужно нам примирение с ближним нашим. Бог ни покаяния нашего, ни молитвы, и ничего иного от нас не примет, пока с ближним нашим не примиримся. Так дорого почитает Бог любовь и мир с ближним нашим! Берегись же, оскорбив ближнего твоего, нерадеть о примирении, но, не медля, примирись с ним, чтобы не подвергнуться праведному гневу Божию. Оскорбил ты ближнего словом – словом и примирись, смирись перед ним и испроси у него прощения. Делом ближнего своего оскорбил ты – делом и примирись. Смерть невидимо за нами ходит и нежданно похищает. Что будет человеку, если в непримиримости и вражде восхитит его смерть? С чем от этого мира отойдет, с тем и пред судом Христовым явится. Что ныне оставлено и заглажено, то и там не явится.

Итак, примиряйся, возлюбленный, с со­перником твоим, пока ты еще на пути. По­этому внимай сему, христианин. Умел ты ближнего твоего оскорбить, умей же с ним и примириться. Но не медли в таком важном деле и не откладывай до утра, ибо не знаешь, дождешься ли завтрашнего дня. Бог обещал нам, кающимся, милость Свою, но завтраш­него дня не обещал. Переломи же себя, со­круши живущего в твоем сердце идола гордо­сти, и поклонись со смирением ближнему твоему, которого ты оскорбил. А когда кланя­ешься телом, кланяйся и сердцем. Просишь прощения у него устами, проси и сердцем. Каешься языком, кайся и жалей и сердцем. Лобызаешься с ним устами, лобызайся и сердцем. Внешнее без внутреннего – ничто, ибо Бог судит по внутреннему состоянию.

Вот некоторые так рассуждают: мне ли, мол, у такого-то просить прощения? Я благородный, а он холоп. Но (ты рассуди, что) и он человек, как и ты. У Бога, праведного Судии, и благородный и крепостной равны. Он равно запретил как рабу благородного оскорблять, так и благородному раба; и суду Его праведному и благородные и простой народ – все предстанут. Но посмотри на гробы твоих предков и там увидишь свое благородство.

Другие так говорят: он, мол, злой человек. Не твое дело его судить, и неизвестно, кто луч­ше, ты или он. Ибо Бог судит по внутреннему, а не по внешнему состоянию. Господь испы­тывает праведного и нечестивого (Пс 10:5). Также ты не можешь знать, каким ты сконча­ешься, а каким он. Многие начинают хорошо, но плохо кончают, иные же начинают худо, но кончают хорошо. Не начало доброе, но ко­нец добрый похвален и все решает.

Еще так некоторые думают: он, мол, не простит мне, хотя и буду просить прощения. Нет! Смирение имеет такую силу, что и жестокосердных преклоняет, ибо Бог, любящий смирение, через смиренных действует. Ты только смирись перед ним и увидишь силу смирения. Непременно с любовью и радостью обнимет и облобызает тебя. А если этого сверх ожидания не сделает, то уже сам будет виновен в своем бедствии.

Говоришь, что он твоим смирением возне­сется? Неправда, видя твое смирение, он и сам смирится. А если и вознесется, то непре­менно смирится, по слову Господнему: Вся­кий возносящийся смирится (Лк 14:11). Но ос­тавь все свои отговорки, пусть он, что хочет, делает, а ты делай то, что тебе полезно, и нуж­но, и Господом твоим велено.

Оскорбленный должен простить оскор­бившего, чтобы и его самого Бог простил и чтобы с упованием молиться: «Отче наш!.. остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Ибо говорит Господь: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14-15). Видишь, христианин, как страшно не прощать согрешений ближнему! Ты прощаешь согрешения человеку, прощает и тебе Бог; ты не прощаешь, и Бог тебе не прощает. Что ты пред Богом, и что молитва твоя? Совсем ничто. Гневаешься ты на ближнего твоего, – и сам в гневе Божием пребываешь. Но это великое бедствие твое от тебя самого, ибо гневаешься и не отпускаешь ближнему твоему согрешения его.

Действительно, он согрешил перед тобой, но и ты согрешил и согрешаешь пред Богом. Он твой должник, но и ты должник Божий. Он у тебя просит прощения, но и ты просишь у Бога. Молишься Богу: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Если прощаешь от сердца ближнего твоего, то сердечно и молишься, и истинно и нелицемерно говоришь эти слова Богу. Если же не прощаешь сердечно ближнего твоего, то молишься только словом и устами, и потому лицемерно. И тогда молитва твоя не только не на пользу тебе, но и в грех обращается. Видишь, куда приводит человека его гнев и вражда.

Победи же себя, возлюбленный, и, отложив гнев твой, прости все ближнему твоему. Тогда помолишься искренно и нелицемерно: «Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – и подастся тебе оставление твоих долгов. Ибо Слово Божие верно, истинно и неложно. Что говорит, то так и есть, как говорит, и что обещает, то и исполняется, и чем грозит нам, то сбудется, если не покаемся. Если прощаем согрешения ближним нашим, – прощает и нам Бог по Своей милости. Не прощаем мы, – не прощает и нам Бог. Как мы с ближними нашими поступаем, так и с нами поступает Бог. Итак, от тебя самого, человек, зависит, простятся ли грехи твои или не простятся, а от этого и спасение или погибель. Ибо без прощения грехов нет спасения. Насколько это страшно, сам видишь.

Опять станет кто-то возражать: мне ли, мол, ему прощать: ведь он знает, кто я и кто он? И он и ты – всякий человек сам по себе беден и окаянен; и высокий и низкий – рав­но все грешники. Но знаешь ли ты сам, кто ты и Кто Бог, пред Которым ты согрешил и со­грешаешь? Пред Богом, Которого ты грехами оскорбил и оскорбляешь, весь мир как ничто (Пс 40:17). Если же весь мир как ничто пред Богом, что же ты один перед ним, как бы ве­лик и высок не был ты перед людьми? Так ве­лик и бесконечен Бог, пред Которым ты со­грешил и согрешаешь! Каковы же грехи твои, человек, пред Богом? И что грех ближнего тво­его, которым он тебя оскорбил? Его грех пред тобой по сравнению с твоими грехами пред Богом – как ржавая копейка против множест­ва золота, или как сто динариев против десяти тысяч талантов (Мф 18:24-28), или, лучше сказать, – как ничто. Малого, и очень малого, ты не хочешь простить, – великих ли твоих грехов прощения надеешься получить? Чело­век человеку и грешник грешнику не проща­ешь, – от Бога ли, Который есть вечная правда и непостижимое величество, хочешь прощение получить? Подобный подобного не милуешь, – какой же милости ты чаешь от Бога? Вот как опасно не прощать согрешения ближнему!

Иной говорит: я, мол, перед ним ни в чем не виноват. Он меня без всякой причины ос­корбил. Действительно, бывает, что без вся­кой причины люди нас оскорбляют. Но в чем пред нами виноват Бог? Праведен Господь, и нет неправды в Нем. У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд (Дан 9:8)! Однако безум­но и бесстыдно согрешаем пред Ним, и так оскорбляем Его, и каемся и просим милости, и получаем милость. Слава человеколюбию Его! Слава безмерным щедротам Его! Итак, желая от Бога получить прощение, прости и сам согрешившему пред тобой, перед кото­рым ты ни в чем, как говоришь, не виноват. А может быть, что и виноват, ибо очень трудно живущим в обществе не оскорбить как-нибудь друг друга. Друг пред другом согрешаем, друг друга и прощать должны.

Кто-то воздыхает: я, мол, ему добро делал, а он мне злом за добро воздал. Правда, тяжко, когда воздают злом за добро, но кто более доб­ра нам делает, как не Бог? Однако же, не взирая на это, неистово согрешаем пред Ним. Размы­шляя об этом, покрой лицо твое и скажи сер­дечно: согрешил, Господи, помилуй мя! Про­щаю я ближнему моему, прости и мне, непо­требному рабу Твоему, который пред Тобою, Создателем и Благодетелем моим, согрешил.

Кто-то ропщет: я, мол, уже много от него претерпел. – Вспомни, сколько ты от юности пред Богом согрешал, но терпел тебя Господь. Что было бы, если бы Бог по правде Своей поступил с тобой? Давно бы душа твоя сошла во ад. Поскольку же Бог долго терпел тебя и по милости Своей поступал с тобой, так и ты с ближним своим поступай.

Ты говоришь: знаю, мол, я, что Бог с нами милостиво поступает, но я человек немощ­ный, не могу так делать. Не говори, что не мо­жешь, но сознайся, что не хочешь: по водам ходить не можешь, а простить – какая труд­ность? Что же? Хочешь гнев свой исполнять и ближнему своему мстить? Это не немощь, а злоба. Но вспомни, что христианам повелева­ется: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5:1).