Collected Works, Volume 5
2) Если христианин не воздает своему ближнему того, что должен, тогда пред ближним своим согрешает. Согрешая же пред ближним своим, согрешает и пред Богом, поскольку заповедь Божию нарушает.
3) Человек, согрешая пред ближним своим, более вредит себе, нежели ему. Ему телесно вредит, себе же душу повреждает. Ему телесную и временную беду делает, а своей душе вечную. Его лишает телесного и видимого добра, а свою душу невидимого добра лишает. Его прельщает и обманывает, но сам дьяволом уже прельщен и обманут. Над ним смеется, или ругает, или клевещет на него, но себя уже отдал посмеянию, поруганию и клевете дьявольской и прочее.
Происходит же это потому, что он вечный и неизменный закон Божий нарушает, и так, согрешая пред ближним, пред самим Богом – Законодателем согрешает, о чем дьявол, как враг христианский, старается и радуется. Ибо о том у него все старание, чтобы христианина в грех ввергнуть, и так Бога оскорбить, и согрешившего погубить, и над ним посмеяться. Смотри, христианин, куда ведет тебя согрешение к ближнему твоему. Пчела, ужалив другого, как говорят, сама погибает. Так и человек, другому вред причиняя, сам себе больше вредит, нежели ему. Берегись же, человек, зло и обиды причинять ближнему твоему, чтобы самому в большее зло не впасть.
4) Совесть с законом Божиим сходна, как видим. Что закон Божий возбраняет, то возбраняет и совесть. За что закон Божий обличает, за то обличает и совесть. Устрашает закон Божий грешника судом Божиим, слышит то же грешник и в своей совести. Показывает и хвалит закон невинность невинного человека, то же он чувствует и в совести своей. Согрешая же против совести, человек согрешает и против закона Божия, а поступая согласно и сходно совести своей, поступает согласно и сходно закону Божию. Поступай же, христианин, так, как совесть христианская требует, и будешь согласно закону Божию жить. И поэтому люди доброго человека называют совестливым, а злого – бессовестным.
5) Совести и закону Божию сходно правило: «Чего себе не хочешь, того не делай и ближнему». Этого правила держись, христианин, и не погрешишь в обхождении с ближним твоим. Что возбраняет сие правило, то возбраняет совесть и закон Божий. Не хочешь, чтобы кто-либо тебя обидел, здоровье и жизнь у тебя отнял, что-нибудь у тебя похитил и украл; не хочешь, чтобы тебя обманул в чем-нибудь; не хочешь, чтобы продал тебе худую вещь за добрую, одну за другую, гнилую за хорошую, дешевую за дорогую; не хочешь, чтобы кто-то тебя оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, и прочее, – и сам не делай этого ближнему твоему. Ты не хочешь всего этого себе, – не хочет и он. Все это для тебя зло, – зло и для ближнего твоего. Когда ближний твой делает тебе то, чего ты себе не хочешь, – зло тебе делает, но когда и ты ближнему твоему делаешь то, чего он себе не хочет, – зло ему делаешь.
Если же грешишь против этого правила: чего себе не хочешь, и прочее, – грешишь и против совести и закона Божия, и так обличаешься совестью и законом Божиим как законопреступник. Напротив того, хочешь, чтобы ближний твой в нужде твоей помог тебе, голодного напитал, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом принял и успокоил, и прочее, – хочет и он, чтобы ты помогал ему в нужде его. Делай же для него то, чего себе хочешь. Этого требует совесть и закон Божий. Именно об этом говорит Господь: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф 7:12). Не делаешь того ближнему своему, чего себе хочешь, – грешишь против совести и закона Божия. Держись же, христианин, и этого правила: «Чего себе хочешь, делай и для ближнего твоего», – и будешь согласно совести и закону Божию поступать.
6) Кто против совести поступает, тот упорно и с умыслом против закона Божия грешит, и потому тяжко грешит. Ибо не хочет свою волю закону Божию покорить, поэтому таковой – не истинный христианин, а ложный. Ибо истинный христианин не хочет ни в чем против совести согрешить, но старается сохранить совесть чистой от греха, и предпочитает лучше умереть, нежели против совести согрешить и ее уязвить. Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19).
7) Что в нынешней жизни человек делает, все то на праведном суде Христовом явится, и по всему тому воздастся ему, по слову Христову: Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2).
8) Язычников, не знающих истинного Бога и закона Его святого, только совесть, естественный закон, там обличит, но неисправных и непокаявшихся христиан обличит и совесть, и закон Божий написанный. Тогда они сами увидят, как безумно и дурно поступали (Мф 11:22).
9) Язычникам, не знающим истинного Бога и Его святого закона, отраднее будет в день судный, нежели христианам, беззакония творившим и непокаявшимся (Мф 12:41-42).
10) Бог обращается в Святом Писании не к телу нашему, не к рукам, не к ногам, не к устам, не к глазам, но к душе нашей.
Когда душа будет исправна, то и тело исправно все будет делать. Сосуд, благовоние в себе имеющий, благовоние и издает. Бог душе говорит: веруй, люби, надейся, молись, призывай Меня, почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, и прочее, – душа и должна делать это. Тело не будет делать ничего дурного, если душа не захочет, ибо тело есть орудие души. Будь же душою добрым, тогда и телом всегда будешь добро делать. Смотри еще пункт 47.
Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного, – говорит Господь (Мф 7:21).
Господи, кто обитает в жилище Твоем, и кто поселится на святой горе Твоей? – спрашивает пророк и отвечает: Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстит языком своим, и не делает зла ближнему своему, и не внемлет клевете на ближних своих. Он презирает лукавых, но боящихся Господа славит. Если клянется ближнему своему, то не нарушает клятвы; сребра своего не давал в рост, и даров против неповинных не принимал. Делающий сие, не поколеблется вовек (Пс 14:1-5).