Collected Works, Volume 5

До Крещения мы были удалены от Бога, но через Крещение приблизились к Богу.

До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился.

До Крещения мы были чадами гнева Бо­жия, но после Крещения сосудами милости Божией сделались.

До Крещения мы были чадами тьмы и ча­дами дьявола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими.

До Крещения мы были оскверненными грехами, но Крещением омылись, освятилисъ и оправдались (1 Кор 6:11).

До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасенными.

До Крещения для нас были закрыты двери к вечной жизни и небесному царствию, но Крещением отворились, и входят туда бес­препятственно хранящие благодать святого Крещения.

Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем, и получаем даром, без всяких наших заслуг, по одному только че­ловеколюбию Божию. Ибо что погибший мо­жет заслужить? Слава благости Божией, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Да будет имя Господне благословенно отныне и до века! Всю эту вы­сочайшую Божию милость заслужил для нас Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил драгоценной Кро­вью и смертью своей.

Возлюбленные христиане! Вспомним свя­тое Крещение и осмотримся, достойно ли святого Крещения живем, чтобы это самое Крещение не было нам в большее осуждение в день Страшного Суда Христова, где судится всякое законопреступное слово, дело и помы­шление. Аминь.

Слово третье. Об усыновлении нашем Богу

Смотрите, какую любовь дал нам Отец чтобы нам называться и быть детьми Божиими.

(1 Ин 3:1)

О, благость! О, человеколюбие Божие! О, сколько превозмогла Божия любовь! О, как изобильно преизбыточествовала Божия благо­дать! Бедные и отверженные грешники чадами Божиими сотворились! Этому удивляется апо­стол Христов и говорит: Смотрите, какую лю­бовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Что может быть уди­вительнее, чем грешнику сотвориться чадом Божиим? Божия любовь к человеку сотворила это. Что преславнее, чем называться и быть чадом Божиим? Божия благодать подала это человеку. Славно быть чадом земного царя, но несравненно славнее быть чадом Бога, Царя Небесного. Эта честь, слава, достоинство, благородство и имя – все титулы мира сего несравненно превосходит. Слава за это чело­веколюбцу Богу!

Если же христиане – дети Божии, то и на­следники: наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим 8:17). Если они дети Божии, то кого и чего им бояться? Зачем бояться клевет­ников, врагов, дьявола, демонов, смерти и ада? Бог за них стоит: Если Бог за нас, кто про­тив нас (Рим 8:31)? Этот высочайший дар Бо­жий мы в Крещении получаем, ибо тогда мы от Бога рождаемся и этот преславный титул получаем.

Возлюбленные христиане! Вспомним свя­тое Крещение и высочайшую Божию ми­лость, оказанную нам тогда. Сделались мы тогда детьми Божиими. Слава Богу за это! Но от детей требуется, чтобы они родителям по­добны были: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3:6). Пото­му должно и христианам, как от Бога рожден­ным, уподобляться Богу. Так покажем делом, что мы – чада Божии.

Свят Бог, – будем святы и мы. Праведен Бог, – будем праведны и мы. Благ Бог, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не­праведных (Мф 5:45), – будем благими и мы, и сотворим благое друзьям и врагам нашим, лю­бящим нас и ненавидящим нас. Милосерден Бог, – будем милосердны и мы, и окажем ми­лость бедствующей братии нашей. Бог ненави­дит грех, – возненавидим и мы всякий грех и от всякого греха отвратимся. Любит нас Бог, – возлюбим и мы друг друга. Прощает Бог со­грешения нам, когда каемся, – простим и мы согрешения людям.

К этому призывает нас апостол Христов: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5:1). Если такие нравы покажем в себе, то ис­тинными чадами Божиими будем, и наследие, и все блага, чадам Божиим обещанные о Хри­сте Иисусе, Господе нашем, получим. Аминь

Слово четвертое. Об отречениях и обетах наших, сделанных при Крещении

Святое Крещение подобно двери, через которую крестящиеся входят в Святую Церковь и становятся близкими Богу и сожителями святых, но не просто так входят, а перед Крещением произносят отречения и обеты.