Collected Works, Volume 5

Если же христиане – дети Божии, то и на­следники: наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим 8:17). Если они дети Божии, то кого и чего им бояться? Зачем бояться клевет­ников, врагов, дьявола, демонов, смерти и ада? Бог за них стоит: Если Бог за нас, кто про­тив нас (Рим 8:31)? Этот высочайший дар Бо­жий мы в Крещении получаем, ибо тогда мы от Бога рождаемся и этот преславный титул получаем.

Возлюбленные христиане! Вспомним свя­тое Крещение и высочайшую Божию ми­лость, оказанную нам тогда. Сделались мы тогда детьми Божиими. Слава Богу за это! Но от детей требуется, чтобы они родителям по­добны были: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3:6). Пото­му должно и христианам, как от Бога рожден­ным, уподобляться Богу. Так покажем делом, что мы – чада Божии.

Свят Бог, – будем святы и мы. Праведен Бог, – будем праведны и мы. Благ Бог, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не­праведных (Мф 5:45), – будем благими и мы, и сотворим благое друзьям и врагам нашим, лю­бящим нас и ненавидящим нас. Милосерден Бог, – будем милосердны и мы, и окажем ми­лость бедствующей братии нашей. Бог ненави­дит грех, – возненавидим и мы всякий грех и от всякого греха отвратимся. Любит нас Бог, – возлюбим и мы друг друга. Прощает Бог со­грешения нам, когда каемся, – простим и мы согрешения людям.

К этому призывает нас апостол Христов: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5:1). Если такие нравы покажем в себе, то ис­тинными чадами Божиими будем, и наследие, и все блага, чадам Божиим обещанные о Хри­сте Иисусе, Господе нашем, получим. Аминь

Слово четвертое. Об отречениях и обетах наших, сделанных при Крещении

Святое Крещение подобно двери, через которую крестящиеся входят в Святую Церковь и становятся близкими Богу и сожителями святых, но не просто так входят, а перед Крещением произносят отречения и обеты.

1) Отрекаемся мы тогда от сатаны и всех злых дел его. Сатана есть дух лукавый и злой; он создан был Богом добрым, но со своими единомышленниками от Него отступил, и так из светлого сделался темным, и из доброго – злым и лукавым. Дела его следующие: идолослужение, гордыня, лукавство, ложь, лесть, хитрость, зависть, злоба, хищение, прелюбодеяние, блуд, всякая нечистота, клевета, хула и всякий грех. Ибо он изобретатель греха, он и прародителей наших в раю прельстил и ко греху и отступлению от Бога привел. От этого злого духа и от всех злых его дел перед Крещением отрекаемся.

2) Отрекаемся от всякой суеты, гордости и пышности мира сего, как призванные и обновленные к вечной жизни.

3) Обещаем Христу, Сыну Божию, с Отцом и Святым Духом, верой и правдой служить и стопам Его следовать.

4) Так постановляется между Богом и нами завет. Мы, отрекшись от сатаны, обещаем Богу служить и верными Ему быть. Бог нас в высочайшую свою милость принимает, и обещает нам наследие вечной жизни и царствия, и нас, оскверненных грехами, баней Крещения омывает, освящает и оправдывает, поэтому каждого крещенного священник приветствует: «Омылся еси, освятился еси, оправдался еси» (см. 1 Кор 6:11).

Возлюбленные христиане! Вспомним эти отречения и обеты и осмотримся, храним ли мы их? Ибо Богу солгать тяжко, и лживым пред Ним быть очень опасно. Осмотримся же, не обратился ли кто из нас назад к сатане, и не отрекся ли от Христа, и не оставил ли Его? Осмотримся, на чьей стороне мы нахо­димся, сатанинской или Христовой? Кто чью волю исполняет, тому и служит, тому и при­надлежит. Отрекается от Христа не только тот, кто от имени Его святого отрекается и не ис­поведует Его Сыном Божиим и Спасителем своим, но и тот, кто бессовестно и бесстраш­но заповеди Его святые нарушает. Это апос­тольское учение. Ибо апостол говорит: Они говорят, что знают Бога; а делами отрекают­ся и прочее (Тит 1:16).

Видишь, что и делами, а не только устами от Бога люди отрекаются.

Блудодействует ли кто или прелюбодействует, – отрекся от Христа и к сатане обратился.