Collected Works, Volume 5

Злится ли кто на ближнего своего и помышляет, как бы ему навредить, – оставил Христа и пристал к дьяволу.

Крадет ли кто, похищает или отнимает добро у ближнего, – отступил от Христа и приступил к сатане.

Обманывает ли кто или соблазняет ближнего – уже не с Христом, но с сатаной, и прочее.

Все таковые и обетов своих не исполняют, которые Богу давали, и потому Богу солгали.

Рассмотрим же, возлюбленные, совесть и жизнь нашу, на чьей стороне мы находимся, Христовой или противника его, доброй или злой, спасаемых или погибающих? Кто не с Христом, тот с дьяволом и противится Хрис­ту. Ибо сам Христос говорит: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф 12:30)!

Возлюбленные! Остережемся и будем со Христом здесь, в этом мире, как обещали мы при Крещении. Будем здесь со Христом, дабы и в будущем веке со Христом быть по нелож­ному Его обещанию: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин 12:26). Послужим Ему здесь как Царю нашему и Богу, дабы в день суда при­знал Он нас слугами Своими, и к верным сво­им рабам причислил, и открыл нам двери веч­ной радости. Аминь.

Слово пятое. О нашем обновлении святым Крещением

Кто во Христе, тот новая тварь.

(2 Кор 5:17)

В святом Крещении, христианин, обнов­ляемся мы для святой, христианской, новой жизни и, совлекаясь ветхого человека, обле­каемся в нового, духовного человека и, отла­гая злонравие ветхого Адама, воспринимаем добронравие нового, Иисуса Христа, и так де­лаемся новой тварью, по учению апостоль­скому: Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор 5:17). Поэтому святое Крещение называется баней возрождения (Тит 3:5). Ибо до Креще­ния мы были мертвы, как от греха умершие, и ни к какому доброму делу неспособны, – что же мертвый может сотворить? – и потому пред Богом были как бы несуществующими, ибо для Бога тот только жив, кто для греха мертв. Но в святом Крещении благодатью Бо­жией оживляемся, и, отрекшись от греха, к святой и благочестивой жизни обновляемся.

Всякий христианин как бы два рождения имеет: ветхое, то есть плотское, и новое, то есть духовное. Ветхое рождение имеет от своих родителей: и зачинается в беззакониях, и рождается во грехах (Пс 50:7). Второе рождение имеет духовное, и через него возрождается к духовной, святой и небесной жизни, и эту жизнь получает от Христа, потому и называется христианином, ибо от кого рожден человек, именем того и называется.

В плотском рождении наследуем гордость, высокоумие, надменность, высокомерие, самомнение, презрение к ближнему; с духовным же рождением связаны смирение, умаление и уничижение себя самого.

В плотском рождении получаем неверие, а в духовном – веру.