Collected Works, Volume 5

К плотскому относится скупость, сребролюбие, немилосердие и старание только о себе самом, а к духовному – милосердие, щедрость и сочувствие, и желание помочь ближнему.

С плотским связана зависть и все проистекающее от нее зло, а с духовным – любовь, и сострадание к несчастью ближнего, и радость о его счастье.

С плотским связана лесть, лукавство, ложь, хитрость и лицемерие, а с духовным – простосердечие и истина.

С плотским – хищение, воровство и всякая неправда, а с духовным – правда.

С плотским – нечистота, невоздержание или блудная похоть, а с духовным – чистота, целомудрие и воздержание.

В плотском рождении наследуем любовь к миру сему, то есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин 2:16), иными сло­вами, плотское мудрование; в духовном же обретаем презрение к миру сему и всей его су­ете и мудрование духовное, то есть стремле­ние к небесным и вечным благам.

Словом, к плотскому рождению относит­ся злонравие, а к духовному – добронравие.

Вот видим, каковы плоды плотского и ка­ковы духовного рождения. Святое Писание, когда повелевает нам удаляться от греха, по­велевает удаляться от плодов ветхого, то есть плотского рождения, а когда учит творить до­бро, учит показывать плоды нового рожде­ния. Уклоняйся от зла и делай добро (Пс 33:15). Да отступит от неправды всякий, исповедую­щий имя Господа (2 Тим 2:19).

Возлюбленные христиане! Мы, слава Бо­гу, вновь рождены и обновлены в святом Кре­щении, как выше сказано. Осмотримся же, показываем ли плоды нового рождения? Жи­вем ли так, как требует новое рождение? Ибо рождение не может быть чем-то мертвым, но должно быть живым, поэтому должно и пло­ды сообразные себе показывать. Покажем же и мы плоды нашего нового рождения, чтобы не явиться бесплодными перед Господом на­шим и не услышать страшного Его слова: Не знаю вас (Мф 25:12).

Слово шестое. О брани между плотью и духом, находящейся в христианине

Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

(Гал 5:16-17)

Всякий христианин, как выше сказано, имеет два рождения: ветхое, то есть плотское, и духовное, новое; и они, одно другому, во всем противоположны. Плотское рождение есть плоть, духовное же есть дух. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3:6). А поскольку оба эти рожде­ния друг другу противоположны, то отсюда восстает вражда и борьба между плотью и ду­хом в христианине: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти.