Collected Works, Volume 5

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Лк 19:10)

Само воплощение Сына Божия и прише­ствие Его в мир весьма поощряет грешников к покаянию. Ради кого Христос пришел в мир? Ради грешников. С какой целью? Ради их спа­сения. О, как дорого Бог спасение наше по­ставил! Сам ради нашего спасения, о грешни­ки, в мир пришел. Слушайте, грешники, и уразумейте! Сам Бог ради нашего спасения пришел в мир, и пришел в нашем образе. О, воистину велика благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16). Господи, что такое чело­век, что Ты открылся ему? Что такое сын чело­веческий, что Ты помышляешь о нем (Пс 143:3)? Воистину чудна благость Божия к человеку, чудно и воплощение Его! Предвидя его, про­рок со страхом и ужасом воскликнул к Нему: Господи, услышал я слух о Тебе, и убоялся. Госпо­ди, уразумел дела Твои, и ужаснулся (Авв 3:1-2).

Грешники! Помянем сие великое дело Бо­жие, ради нас сотворенное, и покаемся. Вспомним, как ради нас родился от Девы, и был Младенцем, и молоком материнским пи­тался, и Невидимый стал видимым, и Безна­чальный начало воспринял, и пеленами пови­вался как младенец, и Неосязаемый стал ося­заем, и Слово стало плотию (Ин 1:14). Вспом­ним, как, будучи еще Младенцем, от убийцы царя Ирода убегал. Вспомним, как на земле жил и странствовал, как с места на место пере­ходил и ради нашего спасения трудился, как Неприступный Херувимам и Серафимам с грешниками пребывал, и как Имеющий пре­столом небо и подножием землю, Обитающий в неприступном свете, не имел, где приклонить голову (1 Тим 6:16; Мф 8:20); как Он, будучи бо­гат, обнищал, дабы мы обогатились Его нище­тою (2 Кор 8:9). Вспомним, как Одевающийся светом, словно ризой, тленной одевался одеж­дой; как Дающий пищу всякой плоти хлебом земным питался; как Всесильный немощным был и всем Дающий крепость – утруждался. Вспомним, как Того, Кто превыше всякой че­сти и славы, беззаконные уста хулили, поно­сили и осмеивали. Вспомним, как страдал, то­сковал, печалился, плакал и ужасался. Вспом­ним, как неблагодарным учеником был про­дан и предан, и прочими учениками оставлен был; как был связан и веден на суд; как безза­конные Его судили, ударяли, бичевали, осме­ивали, как в ризу поругания одевали, и терно­вым венцом венчали, и тростью по голове би­ли, и плевали на Него, и насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский (Ин 19:3)! Вспомним, как Он слышал от Своих беззаконных людей: Возьми, возьми, распни Его (Ин 19:15)! – как был с двумя злодеями веден на распятие, и на кресте между двумя злодея­ми распят был Сын Божий, и крестной смер­тью умер. Все это сотворил Сын Божий ради нашего спасения, о грешники!

Потеряли было мы во Адаме спасение и все наше блаженство, но Христос, Сын Божий, благоволением Небесного Своего Отца возвратил нам его. Сами рассудим, грешники, не сама ли Кровь Христова, ради нашего спасения пролитая, и все Его смотрение вопиет к нам, дабы покаялись и так спасения вечного не лишились. Ибо без покаяния нет спасения никому.

Однако окаянный грешник об этом небрежет. Человеколюбивый Бог столь чудный о нем показал Промысл, дабы покаялся и так спасся, но грешник оставляет это без внимания. Христос Сын Божий представляет в Евангелии Своем пришествие в мир ради него, представляет ему Свое вольное уничижение, Свою вольную нищету, Свое вольное и глубокое смирение, Свои труды, болезни, скорби, печали, страдания и смерть, смерть же крестную, и говорит ему: «Человек! Все это Я ради тебя и твоего спасения принял и претерпел, ты же небрежешь о своем спасении. Небрежешь, ибо не хочешь каяться и, перестав грешить, Кровью Моей воспользоваться и оживиться». Но грешник, хотя и слышит в Евангелии этот прежалостный и пресладкий глас Иисусов, однако нерадит об этом. Христос обещает ему не поминать грехов и беззаконий его, если обратится к Нему, но грешник этим пренебрегает. Христос призывает его к Себе и обещает ему покой, но грешник этому не внимает. Пребывает неисправным, как и был, беззаконно живет, как и жил, творит злые дела, как и творил, любит тьму, как и любил, ненавидит свет, как и ненавидел, и потому не приходит к свету, и остается с дьяволом, князем тьмы.

О, бедный грешник! Пробудись и очувст­вуйся. Если же не сделаешь этого, то сама Кровь Христова, ради тебя пролитая, возопиет об отмщении на тебя. Послушай, что про­рок Божий от лица Божия говорит тебе: Обли­чу тебя, и представляю пред лицом твоим грехи твои (Пс 49:21). То есть все твои злые дела, слова, мысли, замыслы, и начинания в след за тобой пойдут на тот век и на всемирном суде Христовом явятся, и получишь за них достой­ную свою мзду. Если не хочешь ныне с поль­зой для себя покаяться и так благодатью Хри­стовой спастись, то тогда будешь каяться, но поздно и бесполезно. Встань, спящий, и вос­кресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14), владычествующий над всеми Бог, благословенный во веки веков. Аминь.

Слово десятое. О смерти

Человекам положено однажды умереть.

(Евр 9:27)

Смерть сильна подвигнуть к покаянию. Смерть нам известна и неизвестна. Известна, так как все умрем, а неизвестна, потому что не знаем, когда, как и где умрем. Чем больше живем, тем больше сокращается наша жизнь, и уменьшаются дни наши, и мы приближаемся к смерти, и уже сегодня ближе к ней, нежели вчера были, и в этот час, нежели час назад. Смерть за каждым невидимо ходит, и восхищает его тогда, когда он не ждет. Почти все люди, а особенно здоровые и крепкие, мечтают так, помышляя в себе: я еще поживу, невидна еще кончина моя, соберу и буду насыщаться собранными благами. Но тут неожиданно нападает на него смерть, и тогда погибают все мечтания и помышления его (Пс 145:5). Скоро умирает тот, который обещал себе долгую жизнь. Кто хотел собирать и богатеть, оставляет и мир и в мире тело свое. Так неизвестна нам кончина, христиане. Человеколюбивый Бог, имея о нас попечение, сделал для нас неизвестной кончину нашу, чтобы мы всегда к ней были готовы и пребывали в истинном покаянии.

С чем человек от этого мира изыдет, с тем явится и на суде Христовом. Грешники! Рассу­дим прилежно об этом и покаемся, дабы с гре­хами нашими не отойти на тот век и на Страш­ном Суде не явиться. Бог милосердный обещал нам благодать и милость Свою явить, но завт­рашнего дня не обещал. Будем же тщательно внимать сему, и воспрянем от сна, и, помня о смерти нашей, исправим себя и подготовим к исходу, дабы блаженно скончаться. Блаженны мертвые умирающие в Господе (Откр 14:13).