Collected Works, Volume 5

Закон Божий повелевает ничего чужого не желать, повелевает и совесть.

Так Закон Божий и совесть между собой схожи и ведут к одной цели, то есть к нашему блаженству. Поэтому даже язычники, просвещенные философским учением, написали много полезных установлений, которые происходили не от чего иного, как от совести или естественного закона, многим трудом и обучением просвещенного. Поэтому всякий, кто грешит против совести, грешит и против Закона Божия и самого Законодателя-Бога. Кто не слушает совести, тот не слушает и Закона Божия и самого Бога. Не повинуется совести, – не повинуется и Закону Божию и самому Богу. Раздражает совесть, – раздражает и самого Бога. И такие христиане, которые против совести грешат, истинно Бога не почитают, но являются лицемерами. Ибо Бога без чистой совести почитать невозможно. Истинный христианин против совести согрешить и так Закон Божий нарушить не хочет и опасается, и лучше согласится страдать, чем согрешить. В такой совести вера почивает и делает человека радостным. Ибо, где чистая совесть, там вера и радость.

Как Закон Божий обличает человека за грех, так обличает и совесть. Поэтому бывает, что когда слово обличительное говорится вообще, тогда грешники, совестью задетые, смущаются. Так смущаются блудники, когда о блуде говорится; смущаются воры и похитители, когда о воровстве и хищении говорится; смущаются льстецы и лжецы, когда о лести и лжи говорится, и прочее. О том, что таковые смущаются, можно видеть по неким внешним признакам. Так действует в них обличение совести. Как Закон Божий устрашает грешника судом Божиим, так устрашает и совесть, и она внутри грешника вопиет: человек, худо тебе будет!

Подобно тому, как ныне действия Закона Божия и совести схожи, так схожими будут и на суде Христовом. Там обличит грешника Закон Божий, им нарушенный, обличит его и совесть, раздраженная его грехами. Так совесть и Закон Божий против каждого грешника будут там как бы двумя свидетелями и обличителями. Бывает, что злая совесть будто спит, но когда пробудится и начнет обличать грешника, тогда лютое ему мучение последует от совести. От этого бывает, что многие, не выдержав муки совести, сами себя умерщвляют. Ибо как нет лучшего покоя, чем от чистой совести, так и нет большего беспокойства и мучения, чем от злой совести. Если же здесь так мучает совесть, то как же она будет мучить грешника в будущем веке, где все его грехи будет ему представлять и за них его обличать и мучить?

Грешники! Что мы спим? Проснемся, и покаемся, и очистим покаянием и сокрушением сердца грехи наши, и исправим себя, и перестанем грешить, и совесть нашу раздражать, чтобы не со злой совестью, грехами замаранной, на суде Христовом явиться, где книги совести откроются и получит каждый по делам своим. Аминь.

Слово семнадцатое. О Евангелии

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Лк 19:10)

Возлюбленные христиане! Нет ничего нам, грешным, приятнее, любезнее и слаще, чем Евангелие. Не так благоприятен алчущим хлеб, жаждущим – питье, плененным и сидя­щим в темнице – свобода, как грешникам, познающим свое бедствие, – Евангелие. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:10). Это сладчайший голос Евангелия. Кто Он, Сын Человеческий? Это Сын Божий, Царь Небесный и Сын Царя, От­цом Своим Небесным к нам посланный, вос­хотевший ради нас назваться Сыном Челове­ческим. Ради чего Он пришел? Взыскать и спасти нас, погибших, и привести в вечное Свое царство. Что может быть нам, погиб­шим, благоприятнее и вожделеннее этого?

Но посмотрим, что такое Евангелие, чего оно от нас требует и кому оно проповедуется?

1) Евангелие, по самому названию – всерадостная весть. Оно проповедует всему миру Христа, Спасителя мира, Который пришел взыскать и спасти погибшее.

Слушайте, все грешники погибшие, слу­шайте сладчайший голос Евангелия! Оно об­ращается ко всем нам: Сын Человеческий при­шел взыскать и спасти погибшее.

Страшно нам быть в грехах пред Богом – Евангелие проповедует, что грехи нам отпус­каются ради имени Христа и что Христос есть наше оправдание перед Богом. В Тебе, Спаси­тель мой, Иисусе, Сыне Божий, оправдаюсь, Ты моя правда и освящение.