Collected Works, Volume 5

Апостол Павел говорит: Христос за всех умер (2 Кор 5:15). Видишь, что нет различия и здесь, но за всех и всякого грешника, какой бы он ни был, умер Христос. Поэтому всякий грешник, если истинно покается, спасается смертью Христовой.

Истинно то, что тяжко согрешает человек, когда, крещением святым омытый, уклоняет­ся на путь нечестия и бесстрашно разоряет Бо­жий закон. Ибо так он нарушает свои обеты, которые дал Богу и Создателю своему, отстает от Бога и пристает опять к сатане, от которого и дел его злых тогда отрекся; погубляет всю ту благодать, которой от Бога тогда сподобился, опять делается сыном тьмы, несмотря на то, что благодатью сделался было сыном света, и вместо наследия вечной жизни повинен бы­вает вечной муке. С ним случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевоти­ну, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр 2:22).

Но когда тот же грешник опять к Богу об­ращается с истинным покаянием, тогда Бог с милостью Своей к нему обращается, и прини­мает его, как блудного сына, и подает ему одежду оправдания, которую на крещении принял было и потерял нерадением, и делает его опять участником святой Своей семьи, то есть верных Своих. Тогда ему святое креще­ние снова полезно бывает, которое ему, пока в грехах жил, бесполезно было. Ибо обеты, ко­торые он не сохранил, вновь возобновил, и, признав свою виновность, просит у Бога ми­лости, и обещает исправно и по-христиански жить и Богу служить, потому и Бог, будучи милостивым, опять в Свою милость его при­нимает.

Святой апостол Иоанн к верным и святым крещением омытым, пишет: Если бы кто согре­шил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за гре­хи всегомира(\ Ин 2:1-2). Видишь, что не ска­зано «легко согрешил», но подразумевается «как бы кто ни согрешил», и ходатайство Христово согрешившему обещается, ради ко­торого согрешивший от греха очищается. Ибо если Господь нам друг другу повелевает про­щать согрешения каждый день, не только до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:22), нам, говорю, которые жестокосердны, немилостивы, то насколько более Сам Бог, естеством благой и милостивый, учинит сие.

Не сократились щедроты Его, и каково ве­личество Его, такова и милость Его. Великий грех великой и милости Божией требует. Поми­луй мя, Боже, по велицей милости Твоей, – мо­лится Давид (Пс 50:3). Многие и тяжкие гре­хи множества и щедрот Божиих требуют, как тот же Давид просит: По множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Поэтому тому, кто совершил великий грех, – к великому Божию милосердию прибегать должно; и тому, кто содеял множество грехов – ко множеству щедрот Божиих. Итак, когда умножился грех, стала преизобиловатъ благодать (Рим 5:20). Ибо Бог, будучи милосердным, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4), и всех и всякого грешника призы­вает к покаянию, чтобы все, покаявшись, спаслись, как из всего Писания видно. Как же не примет всякого грешника, какой бы ни был, и как всякого греха не отпустит кающе­муся Тот, Который всякого грешника к пока­янию призывает?

Ибо Божии слова не тщетны, не праздны и не суетны, но истинны. Что обещает, то не­пременно будет, и чем грозит, то последует нераскаянным и ожесточенным. Ибо на то и Суд Страшный в Писании Своем объявил, чтобы люди каялись и, покаявшись, избежали страшного изречения. Для того геенну и про­чие казни объявил, чтобы покаялись и не впа­ли в геенну. Так и к покаянию всякого греш­ника, малого и великого, призывает, чтобы все покаялись и получили от Него милость.

У кого великие и многие грехи, на того, если кается, великую Свою милость и множе­ство щедрот Своих изливает, ибо у Господа ми­лость, и многое у Него избавление (Пс 129:6). На это имеем много примеров. Кто был Манассия? – Великий грешник. Петр трижды отрекся от Христа. Давид тяжко согрешил прелюбодеянием и убийством, но все они, по­каявшись, получили у Господа милость. Также читаем и в церковной истории, что многие блудницы, разбойники и прочие тяжкие грешники покаялись и получили у Господа милость. Кто подражал им в грехах, пусть подражает им и в покаянии, и так получит милость. Ибо на то и примеры эти написаны, чтобы подражали их покаянию и с ними по­милованы были. Бог на лица не смотрит, но всех кающихся равно милует.

Итак, не величество, ни множество грехов губит грешника, но нераскаянная жизнь. Со­вершивший многие, великие и тяжкие грехи спасется, если истинно покается, а кто, хотя и меньшие грехи делает, но нераскаянным пре­бывает – погибнет. Ибо Бог судит не согре­шивших, но согрешивших и непокаявшихся, и не смотрит на то, как кто жил, но как ныне живет и кается, и какое усердие, и какое рас­положение сердца имеет. Не смотрит, что де­лал, мыслил и начинал, но смотрит, что дела­ет, мыслит и начинает, то есть требует измене­ния и исправления внутреннего и обновления сердечного. И судит человека не по тому, что делал прежде, но по тому, что (ныне) делает, и в чем кончина его постигнет.

Так и правда праведника не помянется, если совратится, и беззакония беззаконника не погубят, если беззакония оставит и чисто­сердечно покается. В чем кончина человека за­станет, с тем и пред судом Божиим явится. По­этому никому, ни малому, ни великому греш­нику не должно отчаиваться и ожесточаться, но должно всякому чистосердечно обратиться к Богу, и просить, и несомненно ожидать от Него милости, и, переменив внутренне состо­яние на лучшее, от чего и внешние дела доб­рыми будут, стоять в том начатом добром де­ле, и против всякого греха подвизаться, и не попускать никакому греху над собой царство­вать, чего истинное обращение и покаяние требует.

Рассуждай об этом, и всякое сомнение и уныние, как бесовское дело, стряхнув с себя, кайся и стой в том до конца, и спасешься, че­го, как себе, так и тебе от сердца желаю.

Спасайся.

Письмо двадцатое

Вижу я, что тебе и то не очень понятно, что значит переменить внутреннее состояние. Поэтому я тебе, по силе моей, и это изъясню.