Collected Works, Volume 5

3) Кому проповедуется Евангелие? Хрис­тос нам отвечает: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествоватъ нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Лк 4:18). То есть тем людям, которые, познавая свои грехи, видят свою нищету, бедность и окаян­ство, и имеют сердце, сокрушенное страхом суда Божиего и печалью. Таковым Евангелие и проповедуется, как прилагается изъязвлен­ному телу живительный пластырь.

Слушайте, печальные и сокрушенные ду­ши, слушайте пресладкий голос Евангелия: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Этот живительный пластырь пресладкого Евангелия к изъязвленным душам нашим прикладывайте, этим спасительным врачевством исцеляйте сокрушенные ваши сердца.

Сын Человеческий пришел взыскать и спас­ти погибшее. Взыщет и спасет и вас, посколь­ку n вы из тех, которых Он пришел взыскать и спасти. Признаете и исповедуете себя греш­никами пред Богом – отпускаются и вам гре­хи ради имени Христова. Каетесь за грехи и печаль ради Бога (2 Кор 7:10) имеете – готово и вам спасение от Бога. Ибо верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим 1:15). Святой Дух говорит вам через Своего служителя: Жертва Богу дух со­крушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс 50:19). Эту жертву каю­щееся и сокрушенное сердце приносит Богу, и она для Него приятнее всякого приноше­ния. На такую жертву милостиво смотрит Бог и ниспосылает Свою благодать (см. Ис 66:2).

Отсюда видишь, христианин, что Еванге­лие не полезно тем христианам, которые бес­страшно и беззаконно живут, своих грехов, нищеты и бедствия своего не познают и со­крушенного сердца не имеют. Ибо какая польза камню от елея? Пластырь к ране при­лагается, и врачевание подается познающему и признающему свою немощь. Таким людям говорится: Покайтесь, сокрушайтесь, плачь­те и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак 4:9-10). И еще: Уже и се­кира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и броса­ют в огонь (Мф 3:10).

Грешники! Убоимся Страшного Суда Божиего, и постараемся иметь сердце сокру­шенное и смиренное, чтобы и нам от Еванге­лия, как от спасительного источника, черпать живую воду прохлады и утешения, и души на­ши напоевать, и так получить вечную жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же будет слава со Отцом и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Слово восемнадцатое. О чести и благородстве истинных христиан

Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди обновления.

(1 Петр 2:9)

Возлюбленные христиане! Когда думаю, какой честью сподобил человека Господь, не могу в полной мере надивиться благости Бо­жией и Его человеколюбию к нам, и, рассуж­дая об этом, с пророком не воскликнуть: Гос­поди, что есть человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем (Пс 143:3)? Честь и благородство, которых людей, истинных христиан, удостаивает Чело­веколюбивый Господь, так велики и высоки, что это не только описать, словом изъяснить, но и умом понять невозможно. Вы – род из­бранный, царственное священство, народ святый, люди обновления (1 Петр 2:9), – говорит истинным христианам апостол. Отсюда ви­дим непостижимую благость и человеколю­бие Божие к человеку.

Но посмотрим и представим внутренним нашим очам честь и благородство христиан­ское, чтобы поревновать ему с усердием его поискать. Откройте же слух душ ваших, и по­слушайте слово об истинных христианах:

1) Они называются и есть чада Божии. Что преславнее этого имени для человека? Этому достойно удивляется апостол Христов и с вос­хищением говорит христианам: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам назы­ваться и быть детьми Божиими (1 Ин 3:1). Поэтому и молятся христиане Богу, как Отцу своему, и единый глас к Нему возносят: Отче наш, Иже ecu на небесех, – и прочее. О чудо! Грешники Пресвятому Богу говорят: Отче наш, – и прочее. О великое благородство и честь наша, и утешение, возлюбленные хрис­тиане! Отец Единородного Сына Божия – наш Отец, Его Бог – наш Бог, как говорит Он Сам к великому нашему утешению: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17).

2) Истинные христиане имеют тесный со­юз и общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. В этом уверяет нас апостол Христов, говоря: Наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин 1:3). Насколько это велико, сами можете видеть. За нечто великое люди считают дружбу и общение с земным ца­рем, насколько несравнимо большая честь – иметь общение и дружбу с Богом, Который есть Царь царствующих и Господь господству­ющих, и обитает в неприступном свете (1 Тим 6:15-16)! О, как превосходны благость и чело­веколюбие Божие! Смотрите и видите, хрис­тиане, благородство и достоинство христиан­ское: они общение имеют с Богом, Великим и Непостижимым. Господи, превыше всякого слова и ума умножилась удивительная бла­гость Твоя и человеколюбие к падшим и бед­ным людям.

3) В истинных христианах, как в храмах одушевленных, любезно обитает Небесный Бог, Отец и Сын и Святой Дух. Об этом гово­рит Господь: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы при­дем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). Что может быть честнее и благороднее той души, в которой Бог Триипостасный лю­безно и благодатно обитает? Почетно людям принять царя земного в свой дом, но несрав­ненно почетнее принять в дом души своей Царя Небесного, и иметь Его, живущего в ней. И что блаженнее может быть той души, в кото­рой, как в храме Своем, живет Бог? В ней – рай сладости и радости, в ней – царство Божие.