Collected Works, Volume 5

2) Зачем мир (надо) презреть, если он ра­ди нас создан? – на которые я тебе по силе моей отвечаю.

1) Знаешь ты, что мертвый человек не слы­шит, что бы ему ни говорилось и ни приказы­валось, так и духовно мертвый не слушает и не внимает тому, что Ему Бог в слове Своем гово­рит, но делает только то, что похотливое серд­це его хочет. Такой человек для Бога мертв, ибо живет не по Богу, но по своей злой воле, поскольку не то делает, что Бог хочет и велит, но что страстная плоть. Живет же греху, пото­му что грех, который в сердце живет, слушает и ему повинуется. Как и раб у того господина живет, которого слушает, и которому повину­ется, и волю которого исполняет, так человек или Богу живет, когда Богу повинуется и волю Его творит, или греху живет, если греху пови­нуется и творит его.

Итак, всякий человек или Богу живет, или греху. Кто в истинном покаянии находится и заповеди Божии, в которых воля Божия изо­бражена, исполняет, тот Богу живет, а кто в нераскаянии пребывает и грех творит, тот не Богу, но греху живет. Поэтому Богу живущий называется рабом Божиим, ибо служит Ему творением воли и заповедей Его, а живущий греху рабом греха называется, ибо делает то, что грех хочет, по Писанию: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34). А невозможно и греху и Богу жить потому бывает, что Бог за­прещает то, что грех или похоть греховная хо­чет и советует. Бог запрещает гневаться, злиться, мстить, блудодействовать, красть, злословить, и прочее, но к тому похоть влечет. Итак, невозможно и похоть слушать и Бога, и похоти жить и Богу. Никто не может служить двум господам (Мф 6:24).

На второй вопрос отвечаю:

1) Что ни есть в мире этом, или дорогое, или красивое и приятное людям, то есть бо­гатство, золото, серебро, убор, каменья доро­гие, украшение строений, домов, коней, ка­рет, платья, лиц, честь, слава, власть, и прочее, что очам и прочим чувствам и похоти прият­но, все то преходяще и отходит от нас, как и сам мир, как апостол учит: Мир преходит, и похоть его (1 Ин 2:17). Во время смерти все оставляем, и не только то, что имеем, но и сам мир, и само тело оставляем, а отходим только душами отсюда, ничего с собой не относим. Зачем же о том стараться, что сегодня или за­втра оставим?

2) Всякий человек, живущий на земле, есть путник. На путь жизни сей всходит, ког­да рождается; оканчивает же путь сей, когда умирает. Зачем же ему искать многого и обре­менять себя излишним попечением? А есте­ство малым довольствуется. Естество наше пищи, одеяния, питья, дома и прочих нужных вещей требует, а не украшения и сласти. По­хоть ищет богатства, украшения и сласти, а естество нужным только – пищей и одеянием довольствуется, как учит апостол: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим 6:7-8).

Видишь, чему учит апостол: и в мир ниче­го не вносим, и из мира ничего не выносим. И на самом деле мы видим, что нам только пи­ща и одеяние нужно, а их Бог подает всякому по Своей благости. Зачем же путнику себя отягощать? Зачем искать то, что с собой из мира не вынесет? Видишь, что прельщаются миром те, которые много ищут в мире; прель­щение же это они осознают, когда умирают, но уже поздно.

Итак, надобно ныне всякому, пока жи­вет, осознавать обманчивость мирских благ и ничего в мире этом за дорогое не иметь, следовательно, и не гоняться ни за чем, и не прилепляться ни к чему. Ибо все в мире этом подобно пузырю, на воде являющемуся и ис­чезающему, или сновидению, или тени, и прочее. Одно только твердо, постоянно, не­поколебимо и никогда от нас не отступит, – это то, что вечно. Того должно тщательно и неусыпно искать, а все временное как ничто иметь. Эту истину из вышеописанного ви­дишь и лучше познаешь, когда будешь уми­рать. Только от сердца желаю, чтобы ты ныне познал.

3) Из вышеописанного видишь, что мы рождаемся и святым Крещением обновляемся не ради мира сего (иначе неисходно должны были бы в мире этом пребывать), но рождаем­ся и обновляемся ради перехода к будущей жизни. Погрешают же и заблуждаются те, ко­торые здесь ищут чести, богатства и славы. Ибо таким своим попечением показывают, что они мир сей за отечество имеют и как бы вовеки хотят здесь жить. Они подобны тем людям, которые, на малое некое время отъе­хав на чужую сторону, заводят там недвижи­мые вещи, например, дома, сады, пруды, и прочее, – все, что вынуждены бывают остав­лять, возвращаясь в отечество свое, и без всего того в дом возвращаться. Так и мы на малое не­кое время в мир этот входим, как в чужую сто­рону, и исходим из него всякий в свое место: благочестивые в вечную жизнь, а нечестивые в вечную муку

4) Адам, праотец наш, в раю был поселен Богом, и тогда был между Богом и создани­ем, между небом и землей. И когда по совету лукавого духа обратился к созданию и вкусил от заповеданного древа, тогда отступил от Создателя своего, и любовь, которую к Со­здателю своему должен был иметь, к созда­нию Его обратил, и так тяжко согрешил, и погиб. Так христианин, банею святого Кре­щения омытый и обновленный, поселен в Церкви Святой и пребывает между Богом и созданием, между небом и землей. Бог гово­рит всем христианам: Не любите мира, ни то­го, что в мире: кто любит мир, в том нет люб­ви Отчей (1 Ин 2:15).

Христианин, когда обращается к миру и земному, отвращается от Бога и неба, и когда любит создания, отступает любовью от Со­здателя, и так сердцем своим отступает от Бо­га и прилепляется к созданию, и, как Адам, всегда руку свою простирает к заповеданному древу. Ибо мир сей нам, как Адаму древо за­поведанное, к искушению нашему положен, к чему мы обратим сердце наше: к Богу или к миру. Когда к Богу обратим – от мира отвра­тим, и когда к миру обращаемся – от Бога от­вращаемся. Ибо мир и Бога любить невоз­можно, как выше сказано: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Как Адаму не велел Бог вкушать от древа того, так и нам ныне гово­рит: Не любите мира, ни того, что в мире.

Итак, видишь, ради чего мы должны пре­зреть мир, то есть, чтобы Бога нашего поч­тить; мир не любить, чтобы Бога возлюбить, создание оставить, чтобы Бога обрести, от со­здания отвратиться, чтобы к Богу обратиться. Ибо как не можем и к востоку и к западу, и к небу и к земле одновременно смотреть, так и к миру и к Богу прилепляться сердцем. Когда очи наши обращаем к земле, то отвращаем от неба, и когда обращаемся к западу, отвраща­емся от востока, – так точно отвращаемся от Бога сердцем, когда любим мир, и когда к Богу сердечно обращаемся, тогда от мира отвраща­емся. Одно из двух надобно всякому избрать. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф 6:24).

5) Душа наша по образу Божию создана и, падшая, Кровью Христовой искуплена и свя­тым Крещением обновлена!.. О, сколь велико благородство, достоинство и красота души! Кровь Христова за нее дана, и образ Божий носит в себе... Честнее неба и земли и всей твари одна душа человеческая.

О, любезная, бессмертная и великолепная красота, благородство, честь и достоинство души! Ниже Бога, как создание Его, и выше всей твари, так как образ Божий имеет в себе.