Collected Works, Volume 5

Так бедный человек, потеряв живой воды Источник, Бога, копает мутные кладези в со­зданиях и от них ищет для своей души про­хлаждения! Но копай, копай сколько хочешь, бедная душа, кладезей этих, жажды твоей от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать. Знаешь ли где отыскать живую воду? Слушай, вот призывает к Себе живой Источник: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин 7:37); и еще: Кто будет пить воду, которую Ядам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, те­кущей в жизнь вечную (Ин 4:14). От этого Ис­точника черпает душа и прохлаждается, на­паивается и увеселяется, так что не будет жаждать вовек.

8) Известно то, что мир ради человека со­творен, но все вещи в мире – как следы Божии, и свидетельствуют человеку о Боге; и как ручьи, ведут человека к живому и жизни Ис­точнику, и показывают Его, и от Него черпать и прохлаждать души наши учат. Кто же захо­тел бы из ручьев пить, видя сам живой источ­ник?

Хороши создания, и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил. Создания благость и любовь Божию к нам показывают и учат нас Бога любить, хвалить и благодарить, как Со­здателя и Благодетеля своего. Не себя они убеждают любить, но как бы так нам говорят: мы к пользе вашей и употреблению сотворе­ны Создателем, Того любите, Который нас ради вас сотворил, а не нас, которые вас лю­бить не можем, и нас к пользе своей употреб­ляя, благодарите Того, Который нас вам по­дал. Он любит вас и, ради любви Своей к вам, нас ради вас создал. Любите же Возлюбивше­го вас и Сотворившего нас для вас. Благодете­ля должно любить, а не благодеяние, и Даю­щего, а не дарование. Благодеяние должно по­мнить и, помня, благодарить Благодетеля.

9) Человек, как выше сказано, рождается не ради мира сего, но ради перехода на тот век, и потому в мире этом – странник и путник. Поэтому все в мире этом употреблять должен по необходимости, а не для похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не по­хоти угождать. Потому и написано: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим 13:14).

Пищи, одеяния, покоя или дома довольно для него, как странника и путника, а когда стремится обогатиться, почитаться, прослав­ляться, веселиться, и наслаждаться в мире этом, – это похоти, а не нужды дело. Стран­ствующий к отечеству и дому своему ничего в мире не любит, как выше сказано, кроме Бо­га, Создателя и Благодетеля своего, и ради Бога подобного себе человека, и всегда к не­бесному отечеству, для которого создан и поз­ван, ум и сердце свое возводит, как путник к цели своей. Так, где сокровище его, там будет и сердце его (Мф 6:21). Когда в этой мысли всегда находиться будет, непременно не по­желает ничего в мире этом, кроме Бога и веч­ной жизни, которая во Христе сокровенна и в Слове Божием обещана.

10) Надобно душе, как произошла от Бога, так и возвратиться к Богу без любви мира се­го. Примечай это, берегись мира и изыди от него, как Лот из Содома.

Спасайся.

Письмо двадцать второе

Дивишься ты тому, что я в конце написал «изыди от мира». Это не просто надобно разу­меть, но в том смысле, в каком и вышеупомя­нутое письмо написано. Истинные христиане непременно от мира изыдут, не ногами, но сердцами и помышлениями.

Сам ты знаешь, что человек, удалившийся от отечества и дома своего, делает: на чужой стороне обращается, но сердцем и мыслями своими непрестанно в отечестве и доме своем пребывает, всегда думает, как бы в дом здоро­вым возвратиться. Телом и ногами ходит на чужой стороне, но сердцем и душой в доме своем, и ничего там недвижимого не заводит: ни строений богатых, ни садов, и прочего, че­го с собой в отечество взять невозможно.

Мы странники и пришельцы на земле, как и отцы наши. Отечество наше – небо, для ко­торого мы созданы, и святым Крещением об­новлены, и Словом Божиим позваны. Что же нам, странникам и пришельцам, остается де­лать, как здесь в мире этом телом жить и но­гами ходить, пока Бог не позовет нас отсюда, но сердцами и помышлениями в отечестве своем пребывать; и ни о чем, кроме нужного, для жизни этой не заботиться, и не собирать сокровищ себе на чужой земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапыва­ют и не крадут, ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше (Мф 6:19-21). Там наше отечество, там дом, там Отец наш, там братия наша, там покой наш, там слава, там радость, там ликование, вечеря великая, и все блажен­ство наше там. Туда сердце наше и помышле­ния наши и желания наши возводить должно.

Если об этом помышлять будем всегда, то ничего в мире этом не будем желать и искать, что люди имеют и почитают за богатство, за дорогое, красивое, приятное и веселое, но зо­лото и серебро, как из земли добытое, ни во что будем ставить, как пыль земную; дорогие камни – бисер, алмазы, яхонты и прочие, по мнению мира сего дорогие, будем считать та­кими же камнями, как и те, что по дорогам валяются и попираются; честь, слава, титулы, почитание для нас будут как дым, украшение платья, домов, карет, коней, и прочее – как ничто, или как мертвечина. Словом, все, что любят и почитают сыновья века сего, нам бу­дет ненавистно (или чуждо). За обиды и бесче­стия не будем мстить, простим всякому, дабы и нас простил Господь. Всякую противность, на­носимую нам, удобно и великодушно претер­пим, ведая, что таков есть путь к горнему отече­ству. От всякого греха, как от смертоносного яда, уклонимся. Всякую добродетель, и малей­шую, более всякого сокровища мира этого по­чтим. Богу, а не людям, угождать во всем бу­дем. Так изыдем от мира, хотя и будем в мире, пока не отойдем от мира.

Спасайся.