Collected Works, Volume 5

12) Когда какой-либо злой помысл находит, то тотчас отгоняй его и на помощь призывай Господа, говоря: «Господи, помози мне!» Убивай младенца злого, чтобы он не возрос, и не укрепился, и не убил тебя самого. Старайся всегда быть победителем, а не побежденным. Будь добрым борцом и противься врагу, а не будь у него в подданстве. Господь да поможет тебе.

13) О людях, а особенно о властях и высоких лицах берегись говорить, чтобы не впасть в грех осуждения и клеветы.

14) Чужие пороки и грехи испытывать берегись, ибо это ведет человека к осуждению и клевете. Смотри на самого себя, и познавай себя, то есть свои страсти и грехи, и очищай их покаянием и молитвой. Такое испытание полезно монаху, как и всякому христианину.

15) Брата своего, то есть другого монаха и всякого человека крайне берегись обидеть и укорить: ты-де такой и сякой человек, ты плут, мот и прочее. Ибо это тяжкий грех. Помни, что и сам ты грешник, такой же, как и он, а может быть, он и лучше тебя. К тому же не знаешь, что с ним и с тобой утро сделает, ибо бывает, что добрый развращается, а злой исправляется. Каждый падает, если его Бог не укрепит: не можем стоять без помощи Божией.

16) Если кто тебя обидит, не держи на не­го гнева, но прости его тотчас и молись о нем Богу, дабы и Бог ему простил, и хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй к этому, и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помо­гал тебе самого себя победить, а плотское му­дрование умертвить (см. Рим 8:7, 13). Трудно это, но требуется от христианина, а особенно от монаха. Надобно простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Про­сти, и тебе будет прощено, а если ты не про­стишь, то и тебе не будет прощено. Страшно это, но истинно, ибо святое Евангелие так учит: если вы будете прощать людям согреше­ния их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14-15).

Совет как в монастыре жить

I. Точно знай, что где ни будешь жить, не избежишь искушения сатаны, который то сам через злые помыслы, то через злых людей, своих служителей, искушает, беспокоит, оз­лобляет и гонит приходящих ко Христу и же­лающих усердно Ему служить. И такое бывает, что те, которые прежде были нашими друзья­ми, делаются нам дальними, нашими врага­ми. И самые кровные и единокровные наши, как-то: отец, мать, братья, сестры, и прочие родственники, если живут по законам мира, то будут гнать нас. Читай об этом в Евангелии от Матфея, глава 10, ст. 34-36; от Луки, глава 12, ст. 51-53. Бесчисленные примеры этого бедствия читаем и в церковной истории, и ныне видим премножество. Всякий на себе познает это, и на прочих себе подобных ви­дит. Злой мир ненавидит Христа и гонит Его рабов: да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12). Все это искушение надобно побеждать тру­дом, терпением, подвигом и молитвой.

II. Знай точно, что, если обиду будешь от­ражать обидой, а злословие – злословием, то есть злом за зло воздавать, то будешь дьяволу место уступать, ибо он хочет, чтобы мы злом за зло воздавали. И тогда Бог за нас не будет стоять, ибо Бог говорит: Мне отмщение, Я воз­дам (Рим 12:19), – поскольку тогда мы сами делаем то, что одному Богу приличествует. А если будем обижающим нас людям уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за их зло воздавать, то дьяволу не бу­дет места. Мы тогда будем не уступать, но против него стоять и противиться ему. Ибо дьявол не хочет, чтобы мы добро делали лю­дям. В этом состоит победа христианская, которая побеждает не плоть и кровь подоб­ных себе людей, но дух злобы. Это есть то, что написал апостол Иаков: покоритесь Богу; противостаньте дьяволу – и убежит от вас (Иак 4:7).

Бог повелевает нам добро делать, обиды терпеть и не воздавать злом за зло, а дьявол советует противоположное. Когда делаем до­бро и терпим, тогда повинуемся Богу и проти­вимся дьяволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, терпением побежден­ный, он, как пес, палкой ударяемый, побежит от нас, ибо тогда Бог будет за нас стоять и от нас его будет прогонять. Об этом и Златоуст святой говорит: «Дьявола терпением должно побеждать». Хочешь ли дьяволу не уступать и противиться? Уступай людям, и не противься им и не воздавай злом за зло. Прежде же все­го побеждай зло добром (Рим 12:21). Это есть преславная победа, более славная, нежели многие тысячи людей побеждать. На этот по­двиг и победу Христос с неба благосклонно смотрит. О ней Ангелы радуются, ее люди уб­лажают, все Писания похваляют и в роды ро­дов возвещают.

О, Иисусе, смерти и ада Победителю, помози нам, бедным и немощным! Помощник наш и Избавитель наш Ты, не замедли (Пс 69:6). Господи, помози нам.

III. Этой славной победе последует слав­нейшее, великолепнейшее и вечное торжество на небесах (см. Откр 7:9 и до конца главы). Тогда все нынешнее бедствие обратится в блаженство, все поношение и укоризна – в славу, вся печаль и скорбь – в радость, все слезы и печаль – в утешение, все труды и по­двиги – в покой вечный. Все беды и напасти тогда забудем и получим блага, которых не ви­дел глаз, не слышало ухо, и прочее (1 Кор 2:9; см. Ис 64:4). Тогда собранные Господом обра­тятся, и придут в Сион с радостью, и радость вечная будет над главою их; ибо над главою их хвала и веселье, и радость примет их; отбежит болезнь, печаль и воздыхание (Ис 35:10). Тогда служащие Господу будут есть, будут пить, бу­дут радоваться, будут веселиться в веселье сердца (Ис 65:13-14). Как кого утешает мать, так и Я утешу вас, и в Иерусалиме утешитесь. И узрите, и возрадуется сердце ваше, – гово­рит Господь (Ис 66:13-14).

О желанный и исполненный радости день, когда это от руки Отца нашего Небесно­го получим! Вспомни о нас, Господи, в благово­лении к народу Твоему, посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хва­литься с наследием Твоим (Пс 105:4-5).

Прощай, слава, честь, богатство, благо­родство, утеха, роскошь и все сокровище ми­ра сего, оставайся тем, кто любит тебя! Стре­мись, дух мой, к горнему Иерусалиму, к дому Отца Небесного, где обителей много (Ин 14:2).