Collected Works, Volume 5

Там наша слава, честь богатство, благородст­во, утешение, радость, веселье и торжество истинное и вечное. На горы, душа, воздвиг­немся. Гряди туда, откуда помощь идет (см. Пс 120:1).

О, Иисусе, Сыне Бога Живаго, Искупи­тель и Спаситель мой, отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс 118:37)!

Положи это на ум и рассуждай, и возго­рится сердце твое, и забудешь всю печаль.

IV. Не води дружбу ни с кем, пока хорошо не узнаешь, подлинно ли добрый человек, а не лицемер тот, с которым хочешь знаться, чтобы после не раскаиваться и жалеть, но поздно. Ибо многие волки в овечьих шкурах ходят: по плодам их, – говорит Господь, – узнаете их (Мф 7:16). Многие тихо, гладко и мягко гово­рят, многие молчат, многие много постятся и много молитв читают и прочее (что само по себе неплохо и похвально), но внутри злы, горьки и гнилы, подобно яблокам, которые снаружи красивы, но внутри гнилы и с черво­точинами. Знай точно, что если внутри благо­честия нет, то и на самом деле нет, а внешнее, видимое благочестие без внутреннего – лице­мерие и обман. Однако же никого не прези­рай, никем не гнушайся, но всех по-христиански люби и почитай, и никого не осуждай, ибо не знаешь, что у человека внутри.

V. К настоятелю имей всякое почтение и послушание. Берегись, чтобы его никак: ни словом, ни делом – не оскорбить. Когда бу­дет журить за что, молчанием и поклоном и признанием вины своей отвечай. Это от тебя чести твоей не отнимет, ибо лучше всегда се­бя признавать виновным, нежели себя оправ­дать. Бог только тех оправдает, которые себя грешниками признают, а тех, которые сами себя оправдывают, со своей правдой оставля­ет. Итак, если будем себя признавать винов­ными и грешными, тогда Бог благодатью Своей оправдает нас во Христе Иисусе. Хотя и бывает, что пред людьми мы невиновны, но пред Богом всегда виновными оказываемся. Итак, лучше себя всегда и везде виновными признавать. Такое смиренное признание де­лает человека Богу и людям любезным.

VI. Если хочешь жить по-монастырски, забудь благородство, но думай, что ты один из подлых (простых) людей. (Хотя это и всем христианам нужно, но особенно живущим в монастыре, которых и одеяние, и место должны смирять). Так гордость и пышность уничтожится, и на ее место войдет в твое сердце смирение, Богу и людям благоприят­ная добродетель. Ибо благородство нынеш­него века – один только пустой титул и имя. Ибо все люди по естеству равны, бедные и окаянные, и грешниками являются. Никто в чине не рождается, также и смерть всех рав­ными делает. Нельзя познать, где ныне ваши деды и прадеды, и рабы их по смерти лежат в земле: все в землю одинаково обратимся. А что если в теле благородном душа грешная жила?.. Тогда раб лучше своего господина бу­дет у Того Господина, Который не взирает на лица человека (Гал 2:6) и судит по делам, а не по лицам.

VII. Живя в монастыре, надобно трудить­ся, читать полезные книги и молиться. Эти три вещи тебе нужны, но делать это советую попеременно, то есть то читать, то трудиться, то молиться, так чтобы и малейшего времени не прошло в праздности, разве только когда разговор будет о душеполезных вещах, как-то: о царствии Божием, о спасительном во­площении Сына Божия, и о прочем. Тогда разговор этот сам будет побуждать к молитве и благодарению Бога. Так поступая, избе­жишь лености и праздности. Так человек не­заметно в добродетельной жизни с помощью Божией будет преуспевать, чего я как себе, так и тебе желаю.

VIII. На всякого христианина, но особен­но в монастыре уединенного, находит скука, уныние, печаль и тоска. В таком случае долж­но обратиться к рассуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной и прочем. Такое рассуждение всякое уныние и суету прогоняет. Также должно молиться, возды­хать и петь песни духовные, и так печаль и скуку победишь. Ибо лучше здесь все времен­ное терпеть, а там вовеки веселиться, нежели здесь временно с миром гулять, и там вовеки мучиться. Рассуждай об этом.

IX. Если унынию и скуке будешь подда­ваться, то еще большее уныние на тебя восста­нет, и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после побе­ды последует радость, утешение и большая духовная крепость. Всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. Как под небом бывает то мрак, то буря, то хо­рошая погода, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная приятная погода. И как после непогоды бывает приятное солнце, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение.

Вот тебе, по обещанию моему, написал по силе моей, как в монастыре жить. Впрочем, читай и мое посланное прежде наставление. Это можешь и прочей братии своей сообщить ради пользы. Наконец всякого, кому эти пункты понравятся, прошу молиться обо мне, грешном, который сии пункты написал. А ко­му не нравятся, тот, как хочет, так пусть и ду­мает. Воли человеческой связать и уст затво­рить никто не может.

Ваш доброжелатель, недостойный Тихон епископ

Утешение благочестивой душе, невинно терпящей бесчестие