Collected Works, Volume 5

4) Что в мире этом делается, и какое видим благополучие или злополучие здесь, – все это как тень некая будущих благ и зла истинного. Видим, как боится человек суда человеческого и убегает от него. Как несравненно более бо­яться суда Божия подобает! Со стыдом и стра­хом идет человек на суд человеческий, – какой стыд, страх и ужас охватит человека, когда при­зовется он на суд Божий! Стоит человек на суде человеческом окованный железом, стыдом покрыт, страхом содержим, обличается сви­детелями, слышит приговор, видит дела свои беззаконные во всеуслышание объявленные, сам объявляется законопреступником и бес­честным человеком, отлучается от числа доб­рых и осуждается по законам в наказание правильное. Этот суд, этот стыд, страх и бес­честие – тень некая будущего суда, стыда, страха и бесчестия.

Там истинный стыд, так как всемирный, там истинный страх и ужас, так как Судия – Бог и суд – Божий. Там станет человек не пе­ред человеком, но пред Богом Судией, Кото­рый и тайны сердечные знает, станет страхом, как железом, связан и грехами обременен. Увидит Судию в страшной и Божией славе, окружаемого бесчисленным множеством Ан­гелов и Архангелов, там откроется ему книга совести, и представятся дела ему, словом, де­лом и помышлением, явно и тайно им соделанные, и всему миру, Ангелам и всем людям в явление придут. Увидит Судии Бога правед­ный гнев, Того, Который ради него в мир пришел, желая его спасти, и за него пострадал и умер, но им неблагодарно и бесстыдно от­вержен и уничижен. Тут охватит бедного греш­ника сокрушение, теснота, ужас и трепет, вос­трепещет весь, как лист от ветра, услышит приговор от Судии за неблагодарность, объя­вится достойным осуждения и вечного нака­зания, будет отвержен от лица Божия и отлу­чен от числа праведных навеки, причислится к духам злобным, и с ними заключится в тем­нице вечного мучения, и будет пить горькую чашу вечного гнева Божия.

Понимай и представляй в уме праведный и Страшный тот Суд, и отойдет от тебя любовь суетного мира. Поверь, что память всегдашняя и размышление о будущем суде отвратит тебя от сего суетного желания, и подвигнет тебя к истинному покаянию, молитве, и к тому одно­му старанию, чтобы там не посрамиться. Если к суду человеческому люди так тщательно приготовляются, как сам знаешь, то как не подвигнет к тщательному приготовлению па­мять суда Божия и верное о нем рассуждение? Ибо суду человеческому последует временное и легкое бедствие, а суду грядущему – вечное и тяжкое. Временное все, хотя и продолжи­тельное, минуется; вечное же никогда не пе­рестает, всегда пребывает и никогда не кон­чится.

В каком тогда состоянии грешник будет, когда весь свет вострепещет и поколеблется от страха перед разгневанным Судией, и уви­дит пред очами своими огненную реку, в ко­торую должен быть ввергнут, и во веки в ней гореть и не сгореть, смерть вкушать и не уми­рать?.. Когда и цари земные, и вельможи, и бога­тые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный пожелают скрыться в пещерах и в ущельях гор, и воскликнут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо при­шел великий день гнева Его, и кто может усто­ять (Откр 6:16-17)?!.. – Что ты тогда будешь думать, ты, который здесь в мире не Богу, но мамоне служил, не заповедям Божиим вни­мал, но о суете одной помышлял, не Богу, но миру угождал, не Создателя своего, но себя и создание почитал, не Благодетеля своего лю­бил, но Его создание, не чести Божией и сла­вы, но своей части и славы искал?!..

Земля и пепел! Помышляй об этом и ис­правится сердце твое, да слышится всегда в ушах души твоей слово пророческое: Господь вовек пребывает, приготовил Он для суда пре­стол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, будет судить людей по правоте (Пс 9:8-9). Готов Судия на суд, готов престол Его, готовы Ангелы вострубить и собрать на суд всех. Готово царствие небесное благословен­ным, готова и геенна нераскаянным грешни­кам, но ожидает нашего покаяния. Не медлит Господь исполнением обетования, как некото­рые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петр 3:9).

5) В веке этом бывает, что земледельцы, ко­торые возделывают землю, трудятся и сеют, – с радостью плоды трудов своих собирают, а ле­нивые и гуляки, на них смотря и не имея чем довольствоваться, скорбят и ругают себя. Так будет и в тот день. Боголюбцы плоды веры и благочестия с радостью пожнут и получат блага, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9).

А миролюбцы, видя это и узнав, что лишены таковых благ и отвержены, восплачут и возры­дают и будут бесполезно себя ругать. Что посе­ет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от ду­ха пожнет жизнь вечную (Гал 6:7-8). И еще го­ворит Господь: Вот, рабы Мои будут есть, а вы (беззаконные) будете голодать; рабы Мои бу­дут пить, а вы будете томиться жаждою; ра­бы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и ры­дать от сокрушения духа (Ис 65:13-14).

И сожаление, и горечь, и скорбь, и бо­лезнь умножается, если видеть иных в благо­получии, себя же в неблагополучии, видеть иных на свободе, себя же в неволе, видеть иных во славе, себя же в бесславии и бесчес­тии, видеть иных в радости, себя же в скорби, видеть иных в богатстве, себя же в нищете, видеть, что иные едят, пьют и веселятся, а са­мому испытывать голод, жажду и печаль. И так бывает в мире, и здесь я, применяясь к че­ловеку, и по мудрованию человеческому гово­рю. Как несравненно умножится сожаление, и горечь, и беда и болезнь в день судный при разлучении праведных от грешных, когда грешные увидят праведных во славе, в радос­ти и веселье, в царствии, в торжестве и в веч­ном и несказанном блаженстве со Христом, такой славы подвигами с помощью Божией достигших, хотя того же естества были, той же плотью и немощью обложены, как и греш­ники, которые себя увидят в крайнем окаян­стве, бедствии, бесчестии, отверженными от Источника жизни навеки, – и тогда познают, что от сего бедствия могли избавиться и веч­ную жизнь и блаженство получить благода­тью Христовой, но не хотели, а вместо исти­ны за тенью гонялись. Увидят и познают сие, и тем весьма умножится их скорбь, болезнь, раскаяние и тоска, но уже не возвратят того, что нерадением потеряли. Именно об этом и Господь говорит: Там будет плач и скрежет зу­бов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изго­няемыми вон (Лк 13:28). А особенно, когда тех увидят во славе и между сынами Божиими, которых здесь презирали, злословили, руга­ли, злодеями называли, как подножие, попи­рали, и как сор вменяли, как сие их раскаяние и воздыхание запоздалое описано в книге Премудрости Соломона (Прем гл. 5).

6) Умножит страдание в осужденных, и сильно отяготит, и нестерпимую тоску, страх и ужас соделает вечное отчаяние милости Божией, то есть, что от того страшного бедствия и страдания, в которое нерадением попали, никогда не освободятся, но вовеки в нем страдать будут. Здесь, в мире этом, каким бы тяжким и продолжительным ни было бы стра­дание, однако ж оканчивается или прежде смерти или непременно смертью; там же ни­когда не окончится.

О, вечность злополучная, сколь горька и память твоя и страшна! Вечность – это нача­ло без конца. Помышляй об этом и не захо­чешь в мире этом веселиться.

7) В мире случающееся неблагополучие – это некая тень и образ будущего и вечного не­благополучия. Тяжко здесь царский гнев тер­петь временно, но гораздо тяжелее будет тер­петь гнев Божий вечно. Тяжко от царского лица и милости его отверженным быть и в за­точение быть посланным, но гораздо тяжелее будет от лица Божия и милости Его отвержен­ным быть и отосланным в заточение навечно. Тяжко здесь лишиться дружбы добрых людей и ими оставленным быть, но гораздо тяжелее будет лишиться пресладкой дружбы Ангелов Божиих и всех святых навечно. Тяжко здесь вмененным быть между злодеями и к злым и бесчестным людям причислиться, но гораздо тяжелее будет причтенным быть дьяволу и злым ангелам его, и с ними за одно вменяться вечно. Тяжко здесь у мучителя некоего под властью быть и от него поругание, осмеяние и всякое насилие и озлобление терпеть, но го­раздо тяжелее будет у сатаны, противника Бо­жия, быть во власти и от него поругание, по­смеяние и озлобление терпеть вечно. Тяжко здесь биение, страдание, болезнь, горячку, лихорадку, зубную боль и расслабление тела терпеть, каждому это известно, кто испытал, но гораздо тяжелее будет терпеть вечно жже­ние огня геенского, болезнь лютую и неснос­ную, скрежет зубов, червь неусыпающий, и душой и телом в том страдать. Тяжко здесь в темнице сидеть, лишаться света и никакого не чувствовать утешения, но гораздо тяжелее будет сидеть в адской темнице и никогда све­та не видеть, и всего лишиться утешения на­вечно. Тяжко здесь жажду терпеть и желать, но не иметь прохлаждения, но тяжелее будет вечно. Словом, тяжко всякое страдание вре­менное, или на душе, или на теле бываемое, каждый это знает, но несравненно тяжелее вечное, поскольку оно бесконечно, и в смыс­ле продолжительности, и по силе своей, при этом, и душой и телом будут страдать осуж­денные.

Временное страдание – это тень вечного страдания, но насколько тень отличается от истины, настолько временное страдание от вечного. Тень – это ничто в сравнении с ис­тиной, и временное страдание ничто против вечного. Всякое временное страдание не без утешения бывает, но вечное никакого утеше­ния не имеет. Познавай же вечное страдание, сравнивая с временным, и берегись, чтобы не впасть в то. Ныне сходи умом в ад, чтобы по­том душой и телом не сойти. Если горячки и лихорадки, и зубной боли, и темницы, уз, би­ения, и прочих временных бедствий терпеть не можешь, – как стерпишь огонь жгущий, но не сжигающий, червь грызущий, но не по­едающий, скрежет зубов, тьму кромешную, гнусный вид демонов, плач, стенание и рыда­ние, и прочее зло как стерпишь?

Помышляй об этом, и сравнивай времен­ное страдание с вечным, и из гонится таким размышлением, как бичом, суета от сердца твоего. Воистину на ум не придет тебе ни честь, ни слава, ни богатство, ни сладость мира сего. Хлебом и одеянием и хижиной до­волен будешь, но все старание и попечение твое будет о том, как бы от того бедствия из­бавиться.

Предостерегаешь себя от болезни и другого бедствия временного, так как видишь его, – как не будешь стараться, чтобы в вечную беду не попасть, когда память и страх того в сердце твое вселится? Возьми в рассуждение Спасителево слово: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою (Мф 16:26)? И сравнивай время с вечностью и мир приобретенный с погибшей душой. Нет никакой пользы там, где нет спасения души. Что тебе во всем мире, когда душа погибает?