Collected Works, Volume 5

4) Видишь, что в мире делается. Христиане уже, по большей части, дело спасения не как первейшее, но как последнейшее, или как ничто вменяют. Иным нет греха закон Божий, святой и вечный, нарушать, не считают за грех блудодействовать, похищать, красть, насиловать, обижать, слезы вдовиц и сирот проливать, соблазнять, лгать, обманывать, ругать, злословить, хулить, и прочее тому подобное делать. Иные в том только поучаются, чтобы суетную славу, честь и богатство приобрести. Иные о том стараются, чтобы богатые дома построить и украсить, богатой и красивой одеждой одеваться, богатые столы собирать, на богатых каретах и конях проезжаться, в гости ездить и гостей принимать, и прочие забавы устраивать. Это их первейшее дело, и о первом деле первейшее старание. Ибо что кто замышляет в сердце, то и делает, о том и старается.

Как видно, эти люди великое дело спасения вечного, ради которого Сам Бог в мир пришел, на земле жил, трудился, страдал и умер плотью, такое, говорю, великое дело за малое, или почти за ничто почитают, и так Самого пришедшего в мир и совершившего дело спасения не почитают. Ибо кто о чем мало старается, тот за малое то и почитает, а кто совершенно о чем-либо не старается, тот это за ничто почитает.

О, спасение, вечное спасение, такой доро­гой ценой Крови и смерти Сына Божия куп­ленное, – как дешево у нынешних христиан! У них дорого ныне то, что похоти плоти, и по­хоти очей и гордости житейской (1 Ин 2:16) угодно.

О, человек, который имя Христово но­сишь, но Христову учению не следуешь! Не­радеешь ли о том, ради чего Христос наш тридцать три года и более на земле трудился и горчайшую чашу страдания испил? Если те­перь не видишь, то увидишь в вечности, что все то, о чем стараешься, ничто есть и одна только прелесть и сатанинское ухищрение, для погибели человеческой вымышленное, а спасение вечное есть самое нужное дело и едино только на потребу, без которого все ни­что, как выше сказано.

Вот, что значит повергать многоценный жемчуг и хвататься за сор, оставлять истину и гоняться за тенью, а по апостольскому слову, благодать Божию тщетно принимать (2 Кор 6:1). Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы нас, погибших, спасти. Сие де­ло есть такое великое, что не только людям, но и Ангелам непостижимо. Но христиане, зная об этом, оставляют его, как малое, и прене­брегая сей великой Божией благодатью, и как бы повергая подаваемый им многоценный жемчуг, хватаются за то, что само по себе есть ничто. Поэтому сильно возгорится гнев Бо­жий (против них), и отраднее будет содомлянам, язычникам, идолопоклонникам и туркам в день судный, нежели таковым христианам.

Ты таковым христианам не подражай, не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззако­ние, ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут (Пс 36:1-2), – и не подражай таким, которые только о земном помышляют, но старайся по правилу Слова Божия жить, и будь в мире этом как странник и пришелец (1 Пар 29:15), если хочешь первей­шим делом спасение вечное иметь, и такую Божию благодать, поданную нам, благодарно принять, – и так спасешься.

5) Знаю я, что ты спросишь у меня: что значит быть странником и пришельцем в мире этом?

Ответ. Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находя­щийся в немецкой или турецкой земле, пре­бывает там как странник и пришелец. Так хри­стианин, от отечества небесного и дома Божия удаленный и в многобедственном мире этом находящийся, есть странник и пришелец. Странствующий человек на чужой земле все­го опасается. Так христианин, в мире этом живя, всего опасается и бережется, то есть: бесов, греха, прелести мира, злых людей; ему и родители, и сродники, и прочие знакомые, и все люди, помышляющее о земном, а не о горнем (Кол 3:2), подозрительны.

Странствующий человек ничего на чужой стороне недвижимого не заводит и не строит, то есть: ни домов, ни садов, ни прочего, разве нужное что, без чего невозможно и прожить. Так и для христианина истинного все вещи в мире этом – как недвижимость для странни­ка: честь, слава, богатство, золото, серебро, села, дома, пруды, сады, рощи, земля, кареты, кони, скот, одеяния и прочее, – словом, как оставляют недвижимость, покидая чужую страну, все он оставит в мире, и само тело. Об этом апостол святой так говорит: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вы­нести из него (1 Тим 6:7). Поэтому истинный христианин ничего в мире этом не ищет, кро­ме нужного. О чем апостол так говорит: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим 6:8).

Странствующий человек движимые вещи, как-то: деньги и товар, – в отечество свое пе­ресылает или везет. Для истинного христиани­на движимыми вещами в мире этом, которые он с собой взять может и на тот век перенести, являются добродетели: любовь, милосердие, терпение, кротость, целомудрие и прочее. Все это он старается собрать здесь, в мире живя, как духовный купец духовный товар, и на тот век перенести, и явиться с ними в отечестве своем небесном, и предстать Небесному Отцу. Об этом Христос наш увещевает нас: братия! собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапыва­ют и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:20-21).

Странствующего человека все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чуже­земца. Так истинного христианина все миро­любцы и сыновья века сего чуждаются, и удаляются, и гонят, как не своего и им непо­требного. Об этом говорит Христос: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин 15:19). Говорят, что мо­ре мертвые тела извергает вон, так и мир изго­няет того, кто умер для мира. Всякий же странник и пришелец в мире должен быть мертвым для мира.

Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странст­вующему человеку хотя и скучно жить на чу­жой стороне, однако живет, ради нужды, по ко­торой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит.

У странствующего человека всегда отече­ство и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, бу­дучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вави­лонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, – го­ворит Павел святой с верными (2 Кор 5:2).

Вот, что значит быть странником и при­шельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: Не име­ем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, – и так благодатью Божией спасешься.