Collected Works, Volume 5

4) Писание Святое объявляет нам, что Бог Триипостасный о мире, созданном Им, про­мышляет, а особенно о человеческом роде, а более всего о Церкви Своей. Так точно и есть. Признаем и видим премудрый и чудный Его Промысл о всех и всякой твари, так что ни од­на из малых птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного (Мф 10:29). Но и само Свя­тое Писание есть знамение чудного Промысла Божия о нас. Ибо какой может быть больший дар от Бога нам, как Святое Писание? Оно нам, как светильник, сияет, сидящим в тем­ном месте, и ходящим посреди козней вражь­их, и странствующим в чужой стране мира сего. Промысл Божий о мире и сам естест­венный разум доказывает. Ибо если Бог есть Создатель мира, то и Промыслитель. Какой хозяин о доме своем, какой царь о своем госу­дарстве не промышляет? Бог хозяин есть во всем мире, Ему принадлежит все, небо и зем­ля и все, что их наполняет, – все это Его есть, Он Господь и Царь неба и земли, как Своего создания. И как может случиться, чтобы оста­вил создание Свое без Промысла? Быть того не может. Так исповедует вся Святая Церковь.

5) Проповедует Писание, что Христос, прежде веков пронареченный, от Бога обе­щанный, пророками проповеданный, миром ожидаемый, пришел в мир грешников спасти, и родился от Пресвятой и непорочной Девы на спасение наше, и на земле пожил, постра­дал, умер и восстал из мертвых, и, так устроив спасение наше, вознесся на небо и сел одес­ную Бога Отца. Так и есть.

6) Проповедует Писание, что Христос Гос­подь наш есть истинный Бог и истинный че­ловек, не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый. Так и есть. Так Его Святая Церковь исповедует, почитает и поклоняется Ему.

7) Проповедует Писание, что нет иного способа к получению вечного спасения, кро­ме веры истинной и живой в Господа нашего Иисуса Христа, веры, которая исповеданием и любовью показывается. Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, дан­ного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4:11-12). Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освя­щением и искуплением (1 Кор 1:30). Поэтому Церковью Своей называется, и исповедуется, и веруется как единственный Искупитель, Избавитель и Спаситель мира. И все, кто только ни спасается, все именем Его спасают­ся. Так и есть, точно и без сомнения.

8) Учит Писание, что широки врата и про­странен путь, ведущие в погибель, и тесны вра­та и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7:13-14 и проч.). Так и есть. Надо всякому, кто хочет спастись, от себя отречься и, крест свой взяв, последовать Христу (Мф 16:24).

9) Объявляет Писание, что есть ангелы добрые и злые. Так и есть. Одни искушают, прельщают, обманывают, и подвизаются про­тив нас, и приводят ко злу, и стараются с со­бой ввести в вечную погибель, а другие опол­чаются около нас и сохраняют нас, и настав­ляют нас на доброе, и радуются о покаянии нашем, и переносят души святые, отошедшие отсюда, на лоно Авраамово.

10) Объявляет Писание, что истинные христиане имеют общение с Отцем и с Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин 1:3); что они дети Божии (1 Ин 3:1; Рим 8:17; Ин 1:12; Гал 3:26), члены Христовы (1 Кор 6:15; Еф 5:30), жилище Святого Духа (1 Кор 3:16; 6:19; Рим 8:9). Так воистину и есть: имеют они эту великую от Бога милость и неизреченную честь.

11) Объявляет Писание, что в святейшей Евхаристии истинное есть тело Христово и истинная есть Кровь Христова, и их христиане причащаются. Истинно так есть. Так и вся Святая Церковь верует и исповедует.

Так и прочее, что Святое Писание объявляет и говорит, так точно и есть. Ибо Святое Писание есть истинное Божие Слово, которое прельстить и солгать не может, как и Сам Бог. Ему верить должно более, нежели своим чувствам и всему свету. Чувства наши и весь свет удобнее нас могут обмануть, нежели Святое Писание. Утверждай же веру твою на этом твердом и непоколебимом основании. И если сатанинское искушение в мыслях, или злой какой и развращенный человек будет предлагать тебе противное, мечом Слова Божия и верой православной Церкви Святой отгоняй от себя хитрокозненного змия того, говоря так в себе и устами исповедуя: «Так святое Божие Слово учит нас, и Святая Церковь верует и исповедует. Верую и исповедую, как Слово Божие открывает и учит и как Церковь верует и исповедует».

Спасайся.

Письмо третье. О том же

Непременно нужно тому, кто хочет спас­тись, Православие или правую веру содержать. Но этого одного не достаточно для спасения. Ибо и бесы веруют, и трепещут, по словам апостола (Иак 2:19). Веруют, что Бог един есть, что Христос пришел в мир, и имени Его святого боятся. Поэтому апостол требует, что­бы мы показали веру от дел: Покажи мне веру от дел твоих (Иак 2:18). Ибо как дерево доб­рое от плодов добрых, так истинная и сердеч­ная вера от добрых дел познается. Многие на­зываются христианами верными, но дела иное показывают; на устах веру показывают, но из дел язычниками, или даже хуже их явля­ются: говорят, что знают Бога, а делами отре­каются от Него (Тит 1:16). Потому надо с Православием и живую веру иметь, которой непременно последуют и схожие дела. Такую веру старайся иметь и спасешься.

Спасайся.