Collected Works, Volume 5

2) Бог на всяком месте есть, и нет такого места, где бы Бога не было. Поэтому, что ни делаем, говорим и помышляем, пред святыми очами Его делаем, говорим и мыслим: что говорит человек, Он слышит; что делает и помышляет, Он видит и в книге Своей записывает, и в последний день воздаст всякому по делам его, замыслам, словам и начинаниям. Ничто пред Ним не сокровенно, не только в тайном месте, но и в сердце замышляемое и делаемое. Об этом учит нас Святое Его Писание и вера наша, которая за основание имеет Святое Его Писание. Ибо на основании Святого Писания вера наша и все благочестие утверждается. Поэтому всякому христианину должно поступать во всех своих делах, словах, помышлениях и обхождении с ближним со страхом, так, как поступают и ходят пред царем своим присутствующие с ним подданные его, и рабы пред господином своим, и дети пред отцом своим. Пред царем земным ничего не смеем и стыдимся противное делать, тем более пред Богом ничего противного Ему делать не должно. Блажен и мудр, кто так пред Богом живет и ходит и угождает Ему!

3) От всякого греха в слове, деле и помышлении всячески беречься, поскольку всякий грех пред Богом вездесущим и всевидящим творится, и всякий грех великого Бога оскорбляет, а грешника милости Его лишает и подвергает праведному Его гневу (Рим 1:18). Блажен и мудр тот, кто избегает смертоносного сего яда, который и душу и тело человеческое вовеки умерщвляет.

4) Думать и держать, что как всем, так мне и тебе Бог великий в Писании Своем Святом говорит, повелевает и обещает. Ибо Бог лице­приятия не имеет, но хочет, чтобы все равно спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4), потому всем в Писании говорит, которое ради спасения нашего нам от Него предано. Оттуда последует вера святым и милостивым Его обещания и тщательное святых Его запо­ведей творение. Ибо если царь земной обе­щает, верим ему и ожидаем того от него, и что повелевает нам, со старанием то исполняем, тем более поверим Богу, и будем без сомне­ния ожидать и надеяться от Него того, что обещает нам, и постараемся исполнять, что повелевает нам, если точно уверимся, что Он нам приказывает и обещает.

Богу единому более всего света верить и слово Его святое более всякого слова челове­ческого исполнять должно, поскольку всякий человек, как ни велик, и весь свет – как ни­что пред Богом. Кто Бога любит и почитает, тот и слово Его любит и почитает за великое. Царское слово и письмо почитается за вели­кое, тем более Слово Божие, которое, как письмо, от Него к нам послано через пророков и апостолов, за великое и дорогое почитать должно.

5) Человек, в мире этом живущий, есть странник, пришелец и путник. Входит в мир и, немного пожив, отходит от мира подобно тому, кто, побывав на чужой стороне, опять в отечество и дом свой возвратится. Так и чело­век поживет в мире и отойдет от мира. Жизнь в мире этом и все в нем, то есть: честь, слава, богатство, роскошь и прочее, подобно снови­дению, ибо все это ненадолго является и ско­ро отходит, как сновидение. Ибо смерть, придя, отнимает жизнь и с жизнью все у че­ловека. Как рождаются все равными, так и умирают равными, кроме того, что один пра­ведным, а другой грешным, один блаженным, а другой окаянным и бедным отходит. Смерть всех равными делает: и богатый богатства своего лишается, и славный славы, и честный чести, и роскошный роскоши. Гробы умер­ших это показывают. Где лежит господин, где раб его, где славный, где бесславный, где бо­гатый, где убогий, познать невозможно. Все тут сравнялись, все в землю, как земля, воз­вратились, и поверх их не только всякие лю­ди, но и скоты ходят.

Здесь рассуждай, что есть человек, и жизнь его, и помышление его. Земля и пепел есть человек; подлинно, все суета, всякий чело­век живущий. Да, подобно призраку ходит че­ловек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает (Сир 10:9; Пс 38:6-7). И оставляют чужим богат­ство свое, и гроба их – жилища их на век, оби­талище их в род и род (Пс 48:11-12). Мудр, кто понимает это. Блажен, кто живет в мире этом как путник, пришелец и странник, и всегда к отечеству своему горнему возводит душевные свои очи.

6) Поскольку все в мире, как сновидение, от нас отходит при смерти, и мы как странни­ки, пришельцы и путники пребываем в мире этом, и на путь сей восходим в рождении, а оканчиваем его при смерти, то мудрость и блаженство заключаются в том, чтобы ни к чему в мире этом не прилагаться, но все, – честь, славу, богатство и все мира этого сокро­вище – почитать за сновидение, которое как приходит к нам со сном, так и отходит со сном; и к единому Богу, высочайшему добру и всякого добра источнику, прилепляться, и вечного сокровища искать и любить, дабы там, где будет сокровище наше, там и сердце наше было; о горнем помышлять, а не о земном (Кол 3:2). Вот в чем мудрость христианская.

7) Если кому дается богатство от Бога, то не на роскоши и неумеренные строения упо­треблять, но умеренно им довольствоваться, и Бога благодарить, и нищих, бедных и скуд­ных снабдевать во славу Божию. Если кому дается почетная должность, то, пребывая на той, о славе Божией и о пользе общества забо­титься, а не маммоне служить. Если кому сла­ва и похвала дается, той недостойным себя почитать, но все единому Богу приписывать. Ибо Ему единому подобает всякая слава и по­хвала, как Источнику всех благ, а человеку, как грешному, подобает смиряться. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс 113:9). Мудр и блажен, кто так поступает.

8) Всегда пред глазами душевными иметь или памятовать смерть, суд Христов всемир­ный, вечную муку и небесное царствие. Как следует всякому умереть непременно, а когда, как и где неизвестно, так следует всем явить­ся пред судом Христовым непременно и воз­дать Судии праведному ответ за слова, дела и помышления. И как праведным будет жизнь со всем небесным сокровищем, так грешни­кам нераскаянным вечная мука будет в огне и тартаре. Так Бог истинный и неложный в свя­том Своем слове объявил, и что объявил, то непременно будет. Мудр и блажен, кто по­мнит о кончине и заранее готовит себя.

9) Мудр и блажен, кто никого ни словом, ни делом не обидит, но всех, сколько может, благословит. Кто сеет доброе семя, добрый и плод пожнет.

10) Мудр и блажен, кто все время молится Богу и ищет у Него милости, помощи и защи­ты от врага – дьявола и служителей его – злых людей. Бог уповающих на Него не остав­ляет.

11) Разумен и добр, кто, крестьян, слуг и подчиненных имея, обходится с ними как с братией. Ибо все мы – братия: единого имеем Отца Бога, к Которому и молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех», и прочее. Все мы рабы: единого имеем Господа на небесах, у Которого нет лицеприятия. Христос, Господь наш и Царь царствующих, Господь господствующих называет нас братьями: Возвещу имя Твое бра­тьям Моим (Евр 2:12). Тем более всякому че­ловеку, и высокому, должно нарицать всех своих подчиненных братьями, ибо все мы лю­ди, и высокие и низкие, и все единого Бога Отца и Господа имеем. Однако господину сво­их подчиненных в страхе должно содержать и бесчинных смирять, чтобы не развратились и не погибли. Вот в чем мудрость христианская.

12) Время, которое потеряно, как слово сказанное, не возвращается, не проводить на­прасно в лености, в гулянии и прочих непо­требных делах, но в полезных и богоугодных трудах. В поте лица твоего будешь есть хлеб, – говорит Бог человеку (Быт 3:19).

13) Истинная христианская премудрость – побеждать природное злонравие, то есть: гор­дость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, нена­висть, нечистоту, сладострастие, сребролю­бие, скупость, невоздержание и прочее, и по­следовать примеру святого жития Христова, то есть: смирению Его, любви, милосердию, терпению, кротости и прочим прекрасным Божественным Его добродетелям. К этому апостолы Его святые увещевают, и сам Хрис­тос учит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин 8:12). Отсюда следует, что во тьме ходит и заблуждается тот, кто примеру жития Христова не последует.