Collected Works, Volume 5

О, прекрасная и вожделенная весна, кото­рая такие прорастит цветы на земле новой! Ибо мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает прав­да (2 Петр 3:13). Не будет тогда ни старых, ни немощных, ни прокаженных, ни расслаблен­ных, ни слепых, ни хромых, ни печальных, ни унылых, но все в благоцветущем и совершен­ном здравии будут, и будут во веки.

К блаженству избранных Божиих и то присовокупится, что они так уверены будут в непрестанном и вечном своем блаженстве, как уверены будут, что Бог, с Которым будут и Которого видеть будут, есть вечный и беско­нечный и царствию Его не будет конца, и сами не захотят того лишиться, что получили. Сам рассуди, какая радость, веселье и восклицание будет в сердцах их, когда в таком блаженстве будут, какого язык сказать, и ум вообразить, и сердце понять, и глаз видеть, и ухо слышать здесь не может, – и будут в том блаженстве во­веки без конца. Утешатся избранные Божии блаженством небесным, но еще и еще будут утешаться тем, что оно без конца и без конца его иметь будут. Без конца видеть Бога будут, без конца во славе будут, без конца, как солн­це, в царствии Отца их сиять будут, без конца в радости и веселье несказанном и непрестан­ном будут.

Итак, видишь тень, видишь и истину, по­знавай же от тени истину. Тень – временное, а истина – вечное блаженство. Оставь тень и держись за истину, дабы постигнуть истину. Помни Спасителево слово: Много званных, но мало избранных (Мф 20:16). Мы благодатью Божией позваны к вечной жизни, постараем­ся же не только между званными, но и между избранными быть. Помышляй об этом при­лежно и часто, и станет мерзким для тебя мир со своими прелестями и похотями.

Спасайся.

Письмо двадцать седьмое

Ты пишешь: «Что же мне делать, когда да­ется богатство, честь и слава?» Правильный твой запрос этот. Ибо многие ищут этих мир­ских сокровищ, но не обретают, а многие об­ретают, но во зло употребляют, и так не на пользу, но на вред свой ищут и обретают. А иные не ищут, но даются им. Им нужно уз­нать на примере, как их употреблять. Поэто­му я вкратце отвечаю тебе. И, во-первых, от­сылаю тебя к письмам, написанным тебе ра­нее: ты учись из них, каковы сокровища эти.

Во-вторых, рассуждай о себе и познавай, что ты есть и каково твое достоинство. Пророк святой поет, или скорее плачет, о человеке: Че­ловек, будучи в чести, не уразумел (сего), срав­нялся с несмысленными скотами и уподобился им (Пс 48:13). Был в чести, почтен Богом человек, но не уразумел чести своей и потому уподо­бился несмысленным скотам. Недоволен был тем, что образом Божиим почтен, но захотел Богом быть, чему быть было невозможно, по­этому и то потерял, что имел, и сыскал то, че­го не хотел; потерял красоту образа Божия и сделался безобразным и несмысленным, как животное. Рассуждай об этом прилежно и тогда будешь правильно рассуждать о богатст­ве, чести и славе подаваемой.

Чего достоин человек, если скоту уподо­бился, разве что того же, что и скот твой? До­стоин ли богатства, чести и славы тот, кото­рый жить на земле и ломтя хлеба недостоин, как я тебе некогда писал... Что же сказать о таком, который, будучи Крещением омыт и освящен, опять испоганил себя и скотскими нравами осквернил? С таковым случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр 2:22). Рассуждай об этом и о се­бе и тогда увидишь, что есть богатство, честь и слава для нас.

Спасайся.

Письмо двадцать восьмое

Дивишься ты тому, что я тебе написал. Поверь, друг, что все это истинно: те, которые ныне недостоинства своего не познают и не признают, тогда его познают, когда вместо богатства, чести и славы временных, которых себя достойными быть вменяли, будут в вечной нищете, бесчестии и бесславии. Тогда познают, что как недостойны всего того были, так и недостойно искали. Совесть их покажет им, каково их достоинство. Тогда откроется им величество Божие, которое они прогневляли, и собственная их подлость и ничтожество, которого не хотели познавать и признавать. Увидят, как грех человека недостойным, подлым, бедным, окаянным и уничиженным делает. Ибо всякий грех величество Божие оскорбляет. А то, что Бог подает нам блага Свои, так это потому, что благ, подает по одной Своей благости и милости, даром и без всякой нашей заслуги. А наше достоинство не иного чего достойно, как временной и вечной казни. Возьми это в правильное и верное рассуждение, и тогда увидишь истину, и от сердца признаешь.

Спасайся.