Collected Works, Volume 5
Стоишь пред Богом в молитве телом? Но стоишь ли духом? Поклоняешься пред Ним телом? Но поклоняешься ли духом и сердцем? Не иное ли в молитве язык говорит, а иное ум помышляет? Внимай себе.
Просишь у Бога прощения согрешений? Но сам прощаешь ли ближнему твоему? Ищешь у Бога милости? Но сам милуешь ли ближнего твоего, тебе подобного человека? Говоришь к Богу: «Услышь Господи!». Но сам не затыкаешь ли ушей, когда ближний твой просит тебя? Внимай себе. Ибо, каким хотим Бога по отношению к себе иметь, такими же должны мы быть по отношению к ближним нашим, и какими мы к ближним нашим будем, таким и Бог к нам будет. Слушаем мы ближних, просящих нас, – слушает и Бог нас. Милуем мы бедных, братию нашу, – милует и Бог нас, бедных. Оставляем мы должником нашим, – оставляет и Бог нам долги наши. Бог более внимает и слушает милость нашу, нежели молитву творимую, и более на сердце незлобивое, сострадательное, милостивое и доброхотное смотрит, нежели на частое повторение: Господи, Господи. Ибо Бог милостив и праведен: будучи милостивым, любит милость и творящего милость милует, а поскольку праведен, отнимает праведно милость от того, кто сам не хочет миловать. Прочитай притчу о должнике и товарище его (Мф 18:23-35), и увидишь истину эту.
Получаешь от Бога пищу, питье, одеяние, дом и прочие блага, но помнишь ли Благодетеля и благодаришь ли Его от сердца? Внимай себе. Мы так нищи и убоги, что ничего своего, кроме грехов и немощей, не имеем, и столько благодеяний от Создателя нашего получаем, что и минуты единой без Него жить не можем. Но когда грешим, то великого Благодетеля этим бесстыдно оскорбляем и неблагодарными Ему являемся. Тяжко человека-благодетеля оскорбить, но сколь несравненно тяжелее Бога, Который есть едина благость и любовь, Который и злотворящим нам и Его оскорбляющим благотворить не перестает! Внимай этому.
Знай точно, друг, что лучше несколько раз умереть, нежели Бога, вечную благостыню, хотя бы малым чем оскорбить. Кто против Бога согрешает и так оскорбляет Его, тот подобно тому поступает, который от человека-благодетеля всякое добро получает, но его ругает и бесчестит. Рассуждай об этом и внимай себе.
Знаешь, что Христос Сын Божий искупил тебя от дьявола, ада, смерти вечной не серебром и золотом, но честною Своею Кровью, вспоминаешь ли сие великое и умом непостижимое дело Его? Помнишь ли об этом каждый день и благодаришь ли такого великого Благодетеля от чистого сердца? Внимай себе.
Не пощадил Он Крови Своей ради тебя, не щадишь ли ты денег ради имени Его?
Претерпел Он со всякой кротостью хулы и поношения ради тебя, не мстишь ли ты за поносное и хульное слово ближнему твоему и претерпеваешь ли это с кротостью? Внимай себе.
Пострадал Он и умер ради тебя, показываешь ли ты себя готовым к страданию и смерти ради Него? Внимай себе.
Понес Он крест претяжкий, твоими и всего мира грехами отягощенный, несешь ли и ты крест, какой тебе Бог возложил, без роптания и негодования, но более того, с благодарением, и последуешь ли Ему? Внимай себе.
Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Петр 2:21-23). Пил Он горькую чашу за грехи твои, как Евангелие учит, не услаждаешься ли ты грехами, за которые Христос такую горесть вкусил? Внимай себе.
Называешь Его Господом. Подлинно Он Господь есть: Господь имя Ему (Иер 33:2). Но служишь ли Ему как раб Господу своему? Внимай себе.
Купил Он тебя Себе в рабы не серебром и золотом, но Своею Кровью, как сказано, и потому ты не свой, но Его купленный раб. Не живешь ли ты по своей, а не по Его воле? Повинуешься ли и угождаешь ли Ему, как Господу своему, как апостол говорит: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор 5:15)? Внимай себе.
Не принуждает Он никого угождать и работать ради Себя, как господа мира сего делают, но с любовью призывает; и любовь Его, нам оказанная, убеждает, и наша должность, которую мы должны оказывать Ему, как Создателю, и Господу, и Искупителю нашему, и высочайшему Благодетелю. И то, что угождаем и работаем ради Него, – нам, а не Ему полезно. И если не делаем того, то нам вред, а не Ему. Внимай себе.
Возлюбил Он тебя, врага Своего, так что и умереть за тебя не отрекся, но любишь ли ты Его, так сильно любящего тебя Благодетеля твоего? Внимай себе. Истинная же любовь познается не от слов, но от дел, не от частого повторения: Господи, Господи, – но от исполнения воли Его, по слову Его: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин 14:21).