Collected Works, Volume 5

Раб ты? Как господину твоему служишь? Не пред глазами ли его только ему угожда­ешь? Повинуешься ли ему, исполняешь ли от доброй совести повеления его? Внимай себе.

Отец ты? Как поступаешь с детьми? Учишь ли их страху Божию? Воспитываешь ли их в звании христианском? Показываешь ли им образ добрых дел? Внимай себе.

Сын или дочь ты? Почитаешь ли отца и мать твою, как Бог велит? Внимай себе.

Муж и жена! Как друг с другом поступае­те? Храните ли верно супружескую верность? Любите ли взаимно друг друга? Помните ли, что вы – одна плоть (Еф 5:31; Быт 2:24)? Вни­майте себе.

Богатый ты? Как и на что расточаешь бо­гатство твое? Помнишь ли, что оно добро Бо­жие, данное тебе не для прихотей твоих и рос­коши, но для нужды твоей и ближнего твоего? Помнишь ли, что ты управитель и распоряди­тель, а не хозяин (Лк 16:1)? Ибо все – Божие есть: Господня земля и все, что наполняет ее (Пс 23:3). Как Божие добро расходуешь? Снабдеваешь ли ты нищих и бедных людей Божиих? Помнишь ли, что ответ следует тебе дать о данном тебе богатстве? Помнишь ли, что богатство, на роскошь и прихоти растра­ченное, погибает, а в руки нищих и бедных людей данное сохраняется и с великим при­бытком в вечной жизни дающему возвраща­ется (Лк 14:13-14; Пс. 40:2-4; Мк 9:41)? Вни­май себе.

Нищий ты, и принимаешь милостыню? Как и на что подаваемую тебе Христа ради милостыню принимаешь? На нужду ли, или на роскошь и прихоти? Не служишь ли сребролюбию и маммоне под видом нищеты? Не собираешь ли от милостыни богатства? Не похищаешь ли у истинно нищих и бедных добра? Не притворяешься ли нищим, имея довольствие? Не притворяешься ли немощным, будучи здоров? Не живешь ли в праздности и от того не имеешь чем питаться? Внимай себе.

Купец ты? Как покупаешь и продаешь? Не продаешь ли худые вещи за добрые и дешевые за дорогие? Не требуешь ли большей цены за товар твой, нежели он стоит? Не обманываешь ли в продаже ближнего твоего, чего сам себе не хочешь? Не призываешь ли святого и страшного имени Божия в ложной клятве ради скверного прибытка? Внимай себе.

Разумный ты, и дар учения имеешь? Как и на что дарованный тебе от Бога талант употребляешь? Ищешь ли от того славы Божией и ближнему твоему пользы? Внимай себе.

Словом, всякий христианин! Как поступаешь пред Богом, все назирающим? Как говоришь, делаешь, мыслишь, каким сердцем с ближним твоим обходишься? Как и в чем время, данное тебе от Бога на покаяние, проводишь? Не изнуряешь ли его в праздности и суетных забавах? Помнишь ли, что время дорого, и как слово сказанное, так оно, потерянное, не возвращается? Помнишь ли, что чем более живешь, тем ближе к смерти, суду Христову и вечности приближаешься, и непременно всякий или в блаженную, или мучительную вечность пойдет? Внимай себе!

Помни и ты, душа моя, что ближнему твоему советуешь, и поступаешь ли по сему? Внимай себе!

Вот что значит: внимай себе. Помни об этом, рассуждай и внимай себе, дабы спастись.

Спасайся о Христе.

Письмо десятое