Collected Works, Volume 5

Пусть мир мирское любит, пусть иные здесь ищут чести, иные славы, иные сокро­вищ, пусть иные о земном и вотчинах забо­тятся, и стараются оставить имена свои на землях; пусть иные созидают богатые дома, сады, галереи, пруды, украшают кареты и ко­ней, и прочие принадлежности к утешению своему устраивают, но нам, о христиане, Хри­стос наш предлагает единое на потребу.

Что же это такое? Вечное спасение, и ве­лит его искать так, как единого на потребу, ибо без него нет никакой пользы, хотя бы кто и все имел. И кто вечное спасение имеет, тот все имеет, хотя и все прочее потеряет. В нем заключается все, что только может быть жела­емо. Без него и весь мир ничто, по слову Гос­поднему: Какая польза человеку, если он приоб­ретет весь мир, а душе своей повредит (Мф 16:26)? Если мир весь ничто, то тем более бо­гатство, хотя и великое, тем более честь и сла­ва, хотя сильно гремит, ибо всякое богатство, всякая честь и слава – ничто против всего мира. Однако и мир весь ничто есть, если ду­ша своего сокровища, спасения вечного, ли­шится. О, сколь дорого вечное спасение! Мир весь ничто против него.

О, как беден тот христианин, который, ос­тавив это неоцененное и всего мира дражай­шее сокровище, ищет в мире этом обогатить­ся и прославиться! Беден таковой и слеп, и по­добен тому, который, находясь на чужой сто­роне и собираясь скоро возвратиться в дом и отечество свое, начал бы там созидать богатые дома, сады, пруды и прочие недвижимые ве­щи заводить, – что все ему вскоре надо будет оставить, и без всего того в отечество возвра­титься. Так, кто в мире этом живя, собирает, а не в Бога богатеет, таковому Бог говорит: Бе­зумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил (Лк 12:20)? Кому достанутся сундуки твои с день­гами? Кому дома твои? Кому кони, кареты, сады, галереи, пруды, земли, вотчины, платье многоценное и весь убор кому? Тебе гроб го­товится один, и земли только на сажень, а ку­да слава и честь твоя приобретенная подева­ется? Кончится все, как и жизнь твоя.

Умирая, он ничего не возьмет с собой, и не сойдет с ним (в землю) слава его (Пс 48:18). За­чем же то искать, что как ничто есть против спасения, и для чего за тем гоняться, что как тень от нас отходит? Пришельцы и странники мы на земле чужой. Отечество наше не здесь, о христиане! Зачем же сокровища собираем здесь так, будто бы во веки нам здесь жить? Почему напутствия к отечеству небесному не ищем, а гоняемся за тем, что нам закрывает путь к тому отечеству?

Кто пожелает все богатство мира сего и славу иметь, а жизни лишиться? Что пользы в богатстве и славе без жизни? Ибо жизнь всего дороже. Если временная жизнь всего дороже, то тем более вечная, против которой и времен­ная ничто есть и ради которой и временной жизни, когда нужда будет, щадить не должно. И если все оставляем, чтобы временной жизни не лишиться, как это бывает во время пожара и при нашествии врагов и прочих случаях, то тем более все оставить должно, чтобы вечной не лишиться.

Недосуг тому заботиться о вечной жизни, кто старается прославиться и обогатиться на земле. Ибо где сокровище его, там будет и серд­це его (Мф 6:21). Такое попечение есть терние, которое заглушает семя Слова Божия, и оно бывает бесплодно (Мф 13:22). Желающему по­лучить вечную жизнь надо принять семя Сло­ва Божия в сердце и плод сотворить. Потому надо исторгнуть терние от сердца, чтобы сво­бодным было и удобным к восприятию семе­ни Слова Божия. Надо сосуд опорожнить, чтобы другим наполнить, иначе одно с другим не поместится, – надо и сердце освободить от излишних житейских попечений, чтобы Сло­во Божие могло в нем поместиться. Надо вы­дворить из сердца любовь к богатству, чести, славе временной, если кто хочет в него допус­тить святое Божие Слово и плод сотворить, а иначе одно с другим не поместится. Исторг­нем же, возлюбленный, тернии попечений о чести, славе и богатстве временном из сердец наших и дадим место в них Слову Божию, что­бы, вселившись в них, принесло плод свой, плод истинного покаяния, – чего Бог от нас хочет, и дело спасения нашего требует.

К вечной жизни мы Богом позваны и в свя­том Крещении обновлены, ее одной усердно поищем, к которой позваны. Она, однажды найденная, никогда не потеряется, и поте­рянная никогда не отыщется. Честь, слава, богатство и весь мир оставляют нас, отсюда отходящих, а вечная жизнь, однажды найден­ная, всегда с нами будет.

Зачем ищем богатство, которое от нас вскоре отойдет? Бог нам обещал блага, кото­рых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходи­ло то на сердце человеку (1 Кор 2:9). И они веч­но и неизменно с нами будут.

Зачем ищем здесь чести и славы, которая, как дым, исчезает? Бог нам обещал вечную славу на небесах, с которой слава всех царей мира сего сравниться не может. Поищем же сего неоцененного и недвижимого сокрови­ща. Оно едино есть на потребу. Велико и нео­цененно сие сокровище, ибо не тленным се­ребром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, при­обретена нам (1 Петр 1:18-19).

Это сокровище мы потеряли было, но Христос нам Кровью Своею приобрел и пода­ет истинно кающимся и верующим в Него. Поищем же истинным покаянием, которое плоды достойные включает. Покаемся же, да­бы найти его. Ибо грешнику сказал Бог: обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс 49:21). Слушайте, грешники! Бог об­личит нас и представит пред лицом нашим грехи наши, которые мы только ни творили, явно или тайно, словом или делом или помы­шлением. Покаемся же и загладим грехи на­ши слезами, чтобы не обличались грехи наши и чтобы не услышать кому-либо из нас: «Вот человек, и дела его!».

Вот человек, который назывался христиа­нином, но христианских дел не творил. Вот человек, который имел вид благочестия, силы же его отрекался (2 Тим 3:5). Вот человек, ко­торый говорил, что знает Бога, а делами отре­кался от Него (Тит 1:16). Вот человек, кото­рый обещал при Крещении служить Богу и имя Христово на себе носил, но служил миру, греху! Ибо всякий, делающий грех, есть раб гре­ха, по слову Господнему (Ин 8:34). Вот чело­век, и дела его!

О, как стыдно и страшно будет слышать обличение это! От кого? От Судии Бога. Ко­му? Христианину, который христианским именем назывался, но дела языческие творил. Ибо низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный – часть чаши их (Пс 10:6). Покаемся же, грешники, чтобы и нас не по­стигла сия участь. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф 3:10). Сотворим, любезные, добрые плоды покая­ния, дабы и нас суд Божий, как бесплодных, не посек и в огонь не послал. Сотворим, дабы и нам не услышать от Судии Христа: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (Мф 25:41-42).

О, сколь страшно будет слышать глас сей! Страшно и отойти в огонь вечный, где дым му­чения грешников будет восходить во веки веков (Откр 14:11); где червь их не умирает, и огонь не угасает (Ис 66:24; Мк 9:44), где люди будут ис­кать смерти, но не найдут ее; пожелают уме­реть, но смерть убежит от них (Откр 9:6).

Бог ныне ожидает всякого на покаяние, не желая, чтобы кто погиб, ибо Он благ и че­ловеколюбив. Слава Его непостижимому че­ловеколюбию! Но грешник слепой, о том не помышляя, небрежет и старается в мире обо­гатиться и прославиться, а не покаяться и спастись, и так волю Божию исполнить.