Collected Works, Volume 5

О человек! Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к по­каянию ?Но, по упорству твоему и нераскаянно­му сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим 2:4-5).

Обратимся же, грешники, к Богу, пока ждет нас, послушаем Его, пока зовет нас. Ос­тавим искать чести, славы и богатства, ибо все это отойдет от нас, и поищем того, что во­веки с нами будет.

Ныне зовет нас Бог и обещает нам мило­сти, но вот скоро позовет нас и будет судить нас. Ныне говорит: Покайтесь, – а тогда скажет: Отвечайте Мне! Ныне говорит: Приидите ко Мне, – а тогда скажет: Отойдите от Меня! Ныне кающихся и молящихся и ищу­щих милости у Него слушает, а тогда каю­щимся и молящимся ответит: Не знаю вас (Лк 13:27), поскольку тогда будет время суда и ис­пытания, а не покаяния и молитвы. Покаемся же, дабы не услышать и нам: Не знаю вас.

Близок же день тот страшный, и нежданно придет. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, про­давали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк 16:26-30). День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес 5:2-3). В тот день небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушат­ся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр 3:10). Тогда неожиданно услышится вопль: Вот, же­них идет, выходите навстречу ему (Мф 25:6). Тогда от лица Его побежит небо и земля, и не найдется им места (Откр 20:11). И небо скроет­ся, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельмо­жи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пе­щеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр 6:14-17)?

Примечайте, сколь страшен будет день тот для грешников, которые ныне бесстрашно живут и не хотят каяться. Тот же Христос, Ко­торый ради грешников в смирении на земле пожил, тогда явится в Божественной славе; и Тот же, Который изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис 53:5), – за грехи и за беззакония будет судить непокаявшихся грешников. Христос за грехи наши, которые взял на Себя, так сильно и ужасно страдал, удовлетворяя за нас правде Божией, – как же сильно возгорится гнев Божий на грешников, а особенно на христиан, которые знали Хрис­та, пришедшего в мир, и имя Его исповедова­ли, но не хотели Его слушаться и истинного творить покаяния, и так благодатью Его спас­тись, но обратились сердцем к суете мира, и заботились не о спасении душ своих, а о сни­скании чести, славы, богатства, и ходили по прихотям сердец своих, – изобразить того гнева Божия невозможно! Читайте вышепри­веденные места из Святого Писания и рас­суждайте!

Обратимся же, христиане, от суеты и по­каемся, дабы не познать на себе гнев Божий, но получить от Него и здесь и там милость. Напишем на мысли нашей Страшный Суд Христов, на котором всем нам явиться подо­бает. Страшно и стыдно виноватому стоять на суде человеческом, и слышать выговор от присутствующих людей, и осужденному быть по законам, и казнь терпеть; всякий того из­бегает. Насколько страшнее будет стоять на суде том страшном, где Ангелы и все люди, от создания мира пожившие, соберутся, и услы­шать выговор и осуждение от Бога пред всем светом, и осужденному быть на вечную казнь и мучение с дьяволом и ангелами его злыми. Боже, пощади нас, создание Твое!

Истинно покаявшийся всего того бедст­вия избежит, чего я и вам и себе от сердца же­лаю.

Да подвигнет всякого грешника благость Божия к покаянию. Рассуди, человек, чей ты, чье дело, чье создание и чей раб? Божия тварь и Божий раб ты: руки Его сотворили тебя и со­здали тебя (Пс 118). Почему же Создателя тво­его не слушаешь и не почитаешь? От кого вся­кое добро на всякий день и час получаешь? От Бога. Хлеб, которым питаешься, питье, кото­рое пьешь, одежда, которой одеваешься, огонь, которым согреваешься и на котором пища твоя варится, вода, которой омываешь­ся и прохлаждаешься, дом, в котором отдыха­ешь, свет, которым освещаешься, воздух, ко­торым сохраняется жизнь твоя, скот, который служит тебе, имение, которым довольствуешь­ся и прочее добро, которым пользуешься, – чье? Все Божие добро. Все это Бог тебе подает.

Бог тебе Свое добро подает, а ты Его не почитаешь! Человека-благодетеля, например, отца своего, господина своего и властелина своего почитаешь и слушаешь, а Бога, высо­чайшего Благодетеля и Господа и Властелина и Отца своего, не хочешь почитать и слушать! Ибо Бог без страха Божия и истинного пока­яния и творения заповедей Его истинно по­читаться не может. Лицемеры те, которые ус­тами только Бога почитают, к каковым Бог говорит: Приближаются ко Мне люди сии ус­тами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф 15:8). Надо Бога не только устами, но и сердцем почи­тать, то есть бояться, любить Его и от усердия заповеди Его творить. Особенно должно по­двигнуть нас к покаянию, послушанию Ему, любви к Нему и благодарению сердечному Его человеколюбие, то, что Он ради нас, грешных, отверженных, погибших, и Едино­родного Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8:32), чтобы благодатью Его мы спаслись. Сия великая Его и непостижи­мая любовь к нам да уцеломудрит нас, и от су­еты мира обратит к Нему и к любви Его, и к сердечному благодарению и послушанию да поощрит. Без чего ничего угодного Ему со­творить не можем, что бы ни делали.

Спасайтесь во Христе, и пусть кто-нибудь из вас, боящихся Бога, обо мне, грешном, по­молится.

Письмо двенадцатое

Братия моя и друзья!

Послушаем, что Христос Господь наш го­ворит нам: Как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так и вы поступайте с ними (Лк 6:31). Из этого следует, что чего не хочешь се­бе, человек, не твори того и другому человеку; и чего себе хочешь, то твори и другому.