Collected Works, Volume 5

Почему пространный путь ведет в поги­бель? Потому что ходящие по нему воли Бо­жией противятся, не хотят смириться, истин­но каяться, прекратить греховную жизнь и возненавидеть то, что воля Божия ненавидит. Потому говорит Господь: Не всякий, говоря­щий Мне: «Господи!Господи!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). И еще: что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)?

9) Вот тебе позорище всемирное! Видишь и совершающих путь, но не равно, и каждый к своему центру стремится. Почести и венцы принимают только те, которые тесным и при­скорбным, крестным и христианским путем идут (см. 2 Тим 2:12; Иак 1:12). Апостол Хри­стов велит нам так идти, чтобы получить: так бегите, чтобы получить (1 Кор 9:24). На сие позорище не земной царь и сыны века сего смотрят, но Царь Небесный с избранными Своими, Ангелами и всеми святыми взирает с неба(Пс 10:4-5; 32:13, 15; 13:2; 2 Пар 16:9; Зах 9:1; Иер 32:19; 16:17). Взирает Царь Небес­ный, и хвалит только тех, которые путем за­поведей Его и терпения идут, несут благое иго Его; и венцы им не увядающие, но неувядаю­щие, и почести не временные, но вечные го­товит, а с пространного пути всех отзывает, и призывает на путь тесный. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найде­те покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:28-30).

10) Послушаем, христиане Небесного Ца­ря, пока зовет, Того, Которого непременно слушать должны. Ибо если земного царя слу­шаем и все исполняем, что повелевает, чтобы милости его не лишиться и гневу его не под­пасть, то тем более слушать должно Царя Не­бесного, Бога, милости Которого лишиться – явная пагуба, и гнев Которого вечной предает казни. И совратившись с погибельного про­странства, войдем на спасительную тесноту, да сей теснотой в пространство вечных уте­шений войдем.

О, пора, пора, время действовать Господу (Пс 118:126)! Вот путь сокращается, вот бли­зок конец, ближе к концу подошли сегодня, нежели вчера, и не знаем, когда окончим его. Вот Грядущий придет и не умедлит, и воздаст каждому по делам его (Евр 10:36; Мф 16:27). Вот Архангельская труба скоро вострубит, вот скоро мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, и все изменятся (Ин 5:25, 28; 1 Кор 15:51). Вот скоро придет день Господень, как тать ночью, вот небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр 3:10). Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:7, 12).

Бди и молись, душа моя, потому что не знаешь ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий (Мф 25:13). Тогда от лица страха грядущего Судии весь мир вострепещет. Тогда цари и князья, сильные и славные, богатые и все, в мире сем чем-то великим себя почита­ющие, которые здесь расширяли себя в при­хотях сердец своих, пожелают скрыться в пе­щерах и камнях. Помяни сие, о человек, и встань на путь Христов, и утвердись. Да зве­нит всегда в ушах души твоей глас оный: «Встаньте мертвые, идите на Суд!» Настави мя, Господи, на путь Твой: в пути Твоем живи мя(Пс 85:11; 118:37).

Поверь, христианин, Божиему слову. Оно истинно, достоверно, солгать никак не мо­жет, так как это слово Истинного и Правед­ного Бога. Оно, как светильник, показывает нам, что пагубно и что спасительно. Оно до­стоверно объявляет, что широкий путь ведет в пагубу, а тесный ведет в жизнь, ибо прост­ранный путь есть сатанинский, а тесный путь есть Христов. Итак, лучше тесным путем тер­пения и низким путем смирения в жизнь, не­жели пространным путем прихотей и высо­ким путем гордости идти в погибель. Лучше все терпеть временно, нежели там терпеть без конца.

Если бы отошедшим и в аду мучимым ду­шам дозволено было бы возвратиться в мир сей, то они бы – без сомнения говорю – всякую тесноту и скорбь с охотой, радостью и благодарением и многие годы захотели бы проходить, чтобы только от той беды освобо­диться. Захотели бы богачи в самой послед­ней нищете быть, и все терпеть. Захотели бы сластолюбцы кореньями, и зеленью, и водой, и то в меру питаться, и все терпеть. Захотели бы любящие славу в крайнем презрении, бес­честии и поругании быть, и все терпеть. Захо­тели бы князья, вельможи и господа у своих рабов, которых они за подножный сор, если не хуже, имели, рабами быть и им служить.

Словом, каждый, находящийся там греш­ник захотел бы все терпеть здесь. Но никому не будет это дано. Слышали они здесь слово Божие, и не верили; увещали их, и они не слу­шали; исправляли их, и они не исправились; призывали их к покаянию, и не каялись. Ка­ются же ныне, но поздно и без пользы, и во­веки будут каяться. Слышат слово: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк 16:25).

То же будет и ныне ходящим по простран­ному пути. Итак, лучше с Лазарем, здесь тер­певшим, временно терпеть, и там вечно на лоне Авраамовом упокоеваться, нежели с бо­гачом, здесь веселившимся, временно весе­литься, и там страдать в пламени вечно (см. Лк 16:19-31). Лучше здесь смириться и там вознестись, нежели здесь вознестись и там смириться. Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:14).

Лучше плакать о грехах здесь, где плач по­лезен, и там утешаться, нежели здесь утешать­ся плотью, и плакать там, где плачь бесполе­зен. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5:4). Лучше здесь гонение, поношение, поругание, озлобление, всякое страдание тер­петь, и там с мучениками часть иметь, нежели здесь гнать, озлоблять, ругать и мучить, и там с мучителями страдать. Ибо здесь все времен­ное, краткое, скоропреходящее и легкое, а там вечное, непрекращающееся и тяжкое.

Избери, душа моя, лучшее, избери легкое и краткое, да избежишь тяжкого и непрекра­щающегося, и получишь вместо временной скорби вечное утешение, вместо временного бесчестия вечную славу, вместо временного бедствия вечное блаженство. Ибо надобно или здесь терпеть, или там, непременно. На­добно или тесным путем идти, и идти в жизнь, или пространным идти, и идти в поги­бель: одно из двух всякому, живущему на зем­ле, предстоит избрать.

11) Встретит перемена всех, живущих на лице земли, достанется всякому свой жребий. Праведно Богу всем воздать должное – оскорб­ляющим и оскорбляемым (2 Фес 1:6-10), Богу, Который воздаст каждому по делам его (Мф 16:27): тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не поко­ряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе че­ловека, делающего злое, и прочее (Рим 2:6-9).

Смирятся гордые и вознесутся смирен­ные. Заградят уста свои ругатели и умолкнут, и покроет их срам, и станут в дерзновении, и поднимут головы свои поруганные. Будут в скорби оскорбляющие, и воспримут отраду оскорбляемые. Обнищают и взалчут богатые и насыщенные, и обогатятся нищие, и насы­тятся алчущие, и ищущие Господа не будут ли­шены никакого блага (Пс 33:11). Будут отверг­нуты изгнавшие, и будут приняты изгнанные. Восплачут смеющиеся и радующиеся с миром сим, и утешатся плачущие. Будут унижены прославляющие себя, и прославятся унижаю­щие себя. Возжаждут и пожелают капли воды на каждый день веселящиеся, и насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены (Пс 35:9) богобоящиеся и слу­жащие Ему.

Будет каждому свое. Бог поругаем не быва­ет. Что посеет человек, то и пожнет (Гал 6:7). И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46). Тог­да начнется вечность бесконечная. Одни в небе, вожделенном своем Отечестве будут без конца, после трудов, скорбей, напастей, вос­принятых здесь ради благочестия, упокое­ваться, радоваться, веселиться, утешаться, царствовать со Христом-Царем, а другие в аду будут также без конца страдать и мучить­ся с дьяволом и ангелами его.