Collected Works, Volume 5

Итак, видишь, что есть тесный путь. Из этого разумей, что мало тех, которые находят его (Мф 7:14).

Видишь, что значит отвергнутъся себя, и взять крест свой и следовать за Христом. Ведай, что мало отрицающихся себя и следующих за Христом. Все хотят с Христом прославленны­ми быть, но с Ним страждущим мало кто хо­чет быть. Но Христос говорит: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недосто­ин Меня (Мф 10:38). И еще: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк 8:38). И еще: терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21:19). И в Деяниях апостольских написано: многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян 14:22). Смотри, не только скорбями, но и многими скорбями входят в царствие Божие.

17) Скажут: «Мне тяжко и несносно тер­петь?»

Ответ. Тяжелее будет слышать: не знаю вас, откуда вы (Лк 13:25); идите от Меня, прокля­тые, в огонь вечный (Мф 25:41). Не несносно терпеть, но не хочешь терпеть. Хотящему с помощью Божией все возможно. Истинно и действительно хотящему Бог помогает, что Сам повелевает: повелевает терпеть, и помо­гает терпеть (см. 2 Кор 6:2; Евр 4:16; 13:5-6).

Чего не делают любящие ради любимых своих? Как не страдают, чтобы им угодить? Каких бед не принимают славолюбцы, чтобы суетную славу получить? Каких напастей не подьемлют купцы, чтобы временное богатст­во собрать? Какой опасности не подвергаются воины, чтобы царю земному угодить и ранг получить?

Тебе ли несносно ради Бога твоего терпеть и так Ему угождать, обещанную вечную славу получить от Него, Который и терпеть велит, и хочет помогать тебе в терпении твоем? К тому же, Бог не попускает на нас искушения выше силы нашей. В хрустальный и стеклянный со­суд мастер ударяет легко, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так не­мощным легкое, а крепким более тяжелое ис­кушение попускается. Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, – учит и утешает верных апостол Христов (1 Кор 10:13). Потому должно нам затворить уста и с молчанием терпеть все, что ни приключится, и принимать это, как от руки Господней.

Помысли, христианин, как нас ради ни пострадал и чего ни претерпел Христос, Царь и Господь наш, ради нас, говорю, рабов Сво­их негодных, чтобы нас взыскать и спасти по­гибших (Мф 18:11)! Прочитай Евангелие, и увидишь. Не требует ли правда того, дабы и нам, рабам Его, ради Него, Царя и Господа нашего, все терпеть, и так любовью Ему за любовь Его благодарно воздать? Ибо за лю­бовь ничем иным, как любовью воздается, которая ни в чем так не познается, как в тер­пении за любимого.

18) На узком пути и в крестоношении на­добно с усердием молиться, чтоб Сам Бог помог в терпении. Ибо без Него не можем де­лать ничего (Ин 15:5).

Спасайся.

Письмо шестнадцатое

Друг мой и брат о Христе!

Часто я слышу, что Давит святой поет: там они трепетали от страха, где не было страха (Пс 13:5). И не понимая, что значит песнь сия, не мало размышлял о том. Но по­том дух мой чувствовал, что она значит то, что люди боятся человека, но Бога не боятся; бо­ятся убивающих тело, души же не могущих убить, но не боятся Могущего и душу, и тело погубить в геенне (Мф 10:28); боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять веч­ную жизнь; боятся лишиться богатства, сла­вы, чести и утехи, но не боятся лишиться веч­ных благ, чести, славы и утешения райского; боятся уз, темницы и ссылки временной, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки; боят­ся временного бесчестия, но не боятся вечно­го бесчестия. И так приличествует им песнь сия: там они трепетали от страха, где не бы­ло страха.

А в начале упомянутого псалма он воспел: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». Итак, свойство того, который в сердце своем говорит: Нет Бога, – бояться человека, но не бояться Бога. Там трепещут от страха, где нет страха. Ибо бояться всего надобно тому, кто единого Бога не боится. Бежит нечести­вый, когда никто не гонится за ним (Притч 28:1). Совесть его более всякого гонителя.