Collected Works, Volume 5

4) Честь твоя пускай смиряет тебя более, а не возвышает, как со многими случается, так как ты такой же человек, как и подчиненные твои, а может быть, что многие и лучше тебя, как и бывает, но тебя рука Вышнего постави­ла над ними. Сходи часто умом ко гробам умерших, и они научат тебя, что ты такой же человек, как и подчиненные твои. Там уви­дишь, что все люди, начальники и подчинен­ные, равны, и где лежит раб, где господин его, где властелин, и где подвластный, узнать не­возможно. Все в равном нетлении. А если там равны, то и здесь на земле живущие все рав­ны. Те же люди, без душ, там лежат, которые по земли ходили. Помни об этом и смирен бу­дешь, и благодать Божия поможет тебе. Ибо смиренным дается благодать (1 Петр 5:5).

5) Когда так на почетной должности бу­дешь поступать, то честь твоя большую на не­бесах исходатайствует честь.

Третье: Когда тебя люди славят и хвалят, то делай следующее:

1) Помышляй, что ты того недостоин, буду­чи грешником. Никто не благ, как только один Бог (Мф 19:17), по словам Спасителя нашего, Который один всякой похвалы и славы достоин.

2) Вменяй славу и похвалу как ветер, кото­рый приходит и отходит, ибо люди часто того, которого ныне хвалят и славят, после хулят и ругают. Видишь, что людская слава суетна и, как дым, исчезает. Будь же подобен мертвому, который ни хулению, ни хвалению не внима­ет; подобен дереву, которое плоды подает, но молчит; подобен кладезю, который источает воду, и от хуления не оскудевает, и от похвалы не изобилует.

3) Что похвальное делаешь, то все приписы­вай Богу единому, Который производит в нас и хотение и действие доброе (Флп 2:13), потому что без Него не можем делать ничего (Ин 15:5). Тому одному пусть будет похвала и слава, от Ко­торого все доброе происходит. Пусть будет все­гда в памяти и устах наших слово Псаломника: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай сла­ву, по милости Твоей и истине Твоей (Пс 113:9).

4) Ищи славы на небесах, которую обещал Бог любящим Его. Та слава – истинная, и од­нажды найденная, никогда не отходит.

Вот тебе мой ответ о богатстве, чести и славе, подаваемой человеку. Ты рассуждай об этом и не сообразуйся сынам века сего, кото­рые о том все тщание полагают, чтобы здесь обогатиться и прославиться. У таковых ни ма­лейшей искры христианства нет, хотя и хрис­тианами называются. У истинных христиан все замыслы, усердие, начинания и попече­ния о вечной жизни. Они там себе наследия, богатства, чести и славы ожидают, как путни­ки, странники и пришельцы в мире этом. Ибо там их и отечество, о котором воздыхают, и ум и сердце и желание свое к нему возводят.

Спасайся.

Письмо тридцатое

Вкратце прими, что выше пространнее написал я.

1) Всякий человек пребывает между Богом и между миром, между временем и вечнос­тью, как между небом и землей. Когда к миру обращается и любит мир, то от Бога отвраща­ется и не любит Его. Ибо написал апостол: Кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин 2:15). Когда о времени помышляет, то о веч­ности забывает, и когда о временном печется, то о вечном нерадит, подобно тому, как когда к земле лицо и очи обращает, то от неба отвра­щает.

2) Всякий человек, в мире этом живущий – путник, странник и пришелец. Ибо в мир этот не ради мира сего рождается, не ради чести, славы, богатства и прочего угождения плоти – иначе бы всегда в мире этом пребывать дол­жен был бы – но в мир этот входит, как на путь восходит, по которому идет на тот век. Путь этот начинает в рождении и кончает в смерти.