Collected Works, Volume 5

Чей свет, солнце, луна и звезды тебя про­свещают? Божии.

Чья вода напаяет и омывает тебя? Божия.

Чей огонь согревает тебя и варит пищу те­бе? Божий.

Чьи облака кропят тебе воду? Божии.

Чьи скоты, птицы, рыбы, деревья, травы нуждам твоим служат? Все Божие.

Кто различные плоды земле повелел при­носить, и ради кого? Бог, ради тебя.

Кому вся прочая тварь повелением Божи­им служит? Тебе. Ибо не ради себя тварь Бо­жия служит, но ради нас. Не себе солнце, звез­ды сияют, но нам. Не себе земля плод прино­сит, но нам; и прочее. Также и не ради Бога, ибо Бог не требует служения сего. Итак, нам все создание Божие служит, дабы мы Создате­лю приносили благодарение, хвалу, словесное служение, и служили верою и любовью.

Ради кого великое то дело, то есть вопло­щение Сына Божия, совершилось? Ради кого Он в мир пришел, родился Плотью, постра­дал и умер? Ради тебя, и меня, и всякого чело­века. Ибо Бог на лица не смотрит (Втор 10:17; Лк 20:21), но ради каждого человека, ради те­бя и меня, и ради всех, в мир Сына Своего по­слал, дабы все Его благодатью спаслись.

Итак, ради кого Он родился, пострадал и умер? Ради тебя и меня, человек.

Кому небо со всем сокровищем отворил смертью Своей? Мне и тебе, человек.

Итак, если человек грешит и беззаконни­чает, то всеми этими Божиими благодеяния­ми пренебрегает, и Богу, Благодетелю своему, весьма неблагодарным является, и Его сильно оскорбляет, прогневляет и раздражает; и де­лает так, как тот, который ругает и поносит благодетеля своего, человека, который его питает, одевает и сохраняет.

Великое безумие и неистовство наше, что мы Того, от Кого все, и бытие свое, получаем, раздражаем и огорчаем. Многие люди, и даже животные, благодетелям своим благодарны бывают: пес почитает господина своего и пи­тателя своего, это и о самих зверях читаем в историях. Но грешник окаянный так осле­пился, что Бога, Творца своего и высочайше­го Благодетеля не почитает (ибо без любви и страха Бога почитать невозможно), но всегда раздражает Его, потому бывает хуже и самого скота и зверя, хотя и разумом одарен. Такая его неблагодарность и благодеяние Божие, им презренное, обличит его в день Суда, и собст­венная его совесть против него восстанет и будет терзать, обличать и мучить.

Что, если бы Бог отнял у нас свет? Не блуждали ли бы мы, как слепые? Или отнял бы огонь? Не замерзли ли бы все? Или отнял бы пищу, питие и воздух? Не исчезли ли бы все? Без воздуха человек и минуты не может жить. Такое великое добро есть всякое созда­ние, что без него и жить не можем, и познаем его тогда, когда его лишаемся. Сколь великое добро – хлеб, во время голода. Сколь великое добро – вода, во время жажды. Сколь вели­кое добро – огонь, в холоде. Сколь великое добро – свет, во тьме познаем, и прочее. Но грешник, наслаждаясь этих и прочих благ Бо­жиих, Благодетеля своего Бога не почитает, но не перестает оскорблять и раздражать.

Бог человеку благодетельствует, но чело­век Бога, Благодетеля своего, прогневляет. Не прекращает Бог благотворения, не пре­кращает и человек злобы и неблагодарности. Такой слепотой бедный человек поражен!