Collected Works, Volume 5

7) Дьявол прельщает и приводит человека к разорению заповедей Божиих, но за это и клевещет на человека пред Богом, почему и кле­ветником нашим называется (Откр 12:10). Ве­лика эта кознь, лукавство и хитрость проныр­ливого духа! Прельщает ко греху и клевещет за грех, чем не иного чего, как погибели челове­ческой ищет. Боже наш, избави нас от сего лу­кавца! Человек слепой, не рассуждая об этом, хватается за грех как за нечто приятное, и от того уязвляется и погибает, как дети малые, которые хватаются неосмысленно за горящие угли, обжигаются и после болеют и плачут.

8) Как видимый неприятель, победив про­тивника и пленив его, насмехается и смеется над ним, так невидимый наш враг дьявол, пленив христианина грехом, держит его, как пленника, смеется и посмеивается над ним, и часто от греха в грех и от прихоти в при­хоть, как пшеницу, сеет и бросает то к сребро­любию, то к славолюбию, то к сластолюбию; и так запутав его в похотях мирских, как рыбу в сети держит, и смеется над ним, пока во всеконечную погибель, в которой и сам находит­ся, не ввергнет.

9) Когда грешник благодатью Божией очувствуется и начнет каяться и милости у Бога искать, тогда враг старается в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их. «Та­кое, мол, и такое зло соделал ты, как же тебе спастись? Бог не примет тебя, потому что ты заповеди Его разорил. Ведь сей Праведный Судия всем воздаст по делам, Он и тебе по злым твоим делам воздаст. Зачем же тебе на­деяться и милости от Него ожидать?» – и прочее. Так пронырливый дух, как прежде грехов милость Божию представляет челове­ку, чтобы в грехи ввергнуть его, так согрешив­шему правду Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и так всячески старается нас погубить. Поэтому апостол увещевает нас: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8).

10) Святое Писание страшно говорит о беззаконничающих. Грешнику сказал Бог: «Ты поверг слова Мои назад» (Пс 49:16-17), – то есть слова Мои, которые должен ты иметь пред собой, помнить, любить, почитать, как слова уст Моих, и по правилу их жизнь свою исправлять и проводить, ты, грешник, назад отверг и не смотришь на них. Вот что грешник делает: назад повергает слова Божии, которые должен пред собою иметь, и на них как в зер­кало смотреть, и пороки свои очищать!

Еще говорит: не представили беззаконные Бога пред собою (Пс 53:5; 85:14). И еще страш­нее говорит Бог через пророка: обратили спи­ну ко Мне, а не лицо (Иер 42:33). То есть долж­но им, как созданию Моему и рабам Моим, ко Мне обратившись, Меня, как Создателя, Бога и Господа своего почитать, поклоняться и, тому, что говорю и повелеваю, внимать и сие исполнять, но они, беззаконники, от Ме­ня отвратились и обратились к созданию, ми­ру, греху и дьяволу, и ему угождают. Ибо кто кого слушает, тот тому и угождает.

И еще называет беззаконничающих чада­ми дьявольскими. Ваш отец – дьявол; и вы хо­тите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44; 1 Ин 3:7-10). Смотри и рассуждай, человек, чей ты, хотя и имя Христово на себе носишь. Непременно ты сын того, кого нравами свои­ми изображаешь, как Господь говорит иудеям: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин 8:39). И кому ты повину­ешься и служишь, того ты и раб. Внимай это­му и рассуждай прилежно, если не хочешь с дьяволом навечно осужденным быть и в аду страдать!

11) Человек-христианин при Крещении от­рекался от сатаны и всех дел его злых и обещал­ся служить Богу в святости и правде (Лк 1:75), и так, оставив сатану, пристал к Богу И Бог принял его в высочайшую Свою милость, и омыл его от скверн греховных, освятил и оп­равдал, как написано: омылись, освятилисъ, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). И служитель Божий крещеному говорит: «Оп­равдался еси, освятился еси, омылся еси име­нем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Так омытого, освященного и оправданного принял Бог в сыны Себе и сде­лал наследником небесного царствия, как о том святое Его Слово свидетельствует (см. Рим 8:17; Гал 4:7). Христианин, когда ко греху обращается и служит прихотям мирским, опять отстает от Бога и пристает к сатане и злым его делам. Ибо никто не может служить двум господам, – говорит Господь (Мф 6:24). И тогда бывает плачь Ангелам и всем святым, которые прежде радовались о спасении и бла­женстве его.

О грешник! Чем тебе не понравился Гос­подь Бог твой, что ты оставил Его? Он тебя создал и душой разумной почтил, питает, одевает и прочими благами снабжает; Сына Своего ради тебя в мир послал и на смерть предал; омыл тебя, оправдал и освятил банею пакибытия, и наследником вечного блажен­ства сотворил было тебя; и хочет в тебе, как в доме и храме Своем жить, если только увидит угодное Ему место в душе твоей. И чем тебе нравится дьявол, который хочет тебя с собою в погибель вечную привести, что волю его ис­полняешь? Ибо это его, как истинного врага нашего, есть непрестанная забота. Итак, об­ратись к Отцу твоему от Которого отошел, и повергни себя пред милосердными очами Его, исповедайся с блудным сыном: Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою! Он ждет тебя, и готов принять тебя, и в лучшую одежду одеть тебя, и будет радость на небесах и о те­бе кающемся, по слову Господнему. Скажет и о тебе милосердный Отец Небесный: Этот сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:7, 10-32). Придите, о грешники! Восплачем пред Господом, сотворившим нас, ибо Он – Бог наш (Пс 94:6).

12) Видишь, грешник, какое тяжкое и па­губное зло – грех. Почему же тебе это зло нравится? Почему от него не хочешь отвра­титься и бесстрашно нарушаешь Божий свя­той и вечный закон, который ради того дан нам, дабы мы его в целости хранили? Разве в сердце своем говоришь: Нет Бога (Пс 13:1)? Или помышляешь, что Он не видит грехов и беззаконий твоих? Или думаешь, что Он не воздаст по делам праведным и грешным? Или ласкаешь себя, что Бог в грехах потерпит те­бя? Или не знаешь и не испытал еще, что есть огонь гееннский и вечная мука. Или иное что подобное мечтаешь? Все это – беззаконное помышление.

Как нет Бога, Которого весь мир пропове­дует (см. Пс 18:1-7; Деян 14:17; Рим 1:20)? Как не знает грехов твоих Тот, Который дал тебе разум, очи и уши? Насадивший ухо не слышит ли? Или Создавший око, не увидит ли? Научаю­щий народы не обличит ли (Пс 93:9)? Как не воздаст по делам Тот, Который есть вечная Правда?

Кто водами потопил беззаконных и пра­ведника в ковчеге сохранил? Кто пожег Со­дом и Гоморру беззаконные и Лота праведно­го оттуда восхитил и сохранил? Кто Израиля сквозь море провел и фараона со всем воинст­вом потопил? Кто в печи вавилонской благо­честивых отроков спас и вокруг печи нечести­вых пожег? Кто и прочих благочестивых спас и нечестивых казнил? Бог, Бог, Который всем воздаст по делам их. Он, как Праведный, и в будущем веке воздаст каждому по делам его. Будет благочестие награждено и нечестие каз­нено. Будет праведным жизнь, а грешным му­ка вечная.

Если вследствие того грешить не переста­ешь, что Бог тебя еще потерпит, как терпел, то что будет, если надежда сия солжет, если далее не потерпит, если в самом том беззаконном мечтании праведно поразит? Будет и с тобой то, что с прочими случилось: то, что случилось во время потопа, или что с содомлянам, или с фараоном, или что с Дефаном и Авироном, которых живых земля пожрала (Пс 105:17; Числ 16:31), или что с Ананией и Сапфирой солгавшими, которые нечаянно пали безды­ханными (Деян 5:5, 10), или что и ныне с беззаконничающими случается. Если же по­терпит тебя далее Бог, ибо не все здесь беззаконники, по неведомым судьбам Божиим, казнятся, то более себе собираешь гнева Бо­жия и вечной казни.

О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию ? Но, по упорству твоему и нераска­янному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бо­га, Который воздаст каждому по делам его, – говорит тебе апостол (Рим 2:4-6). Или разве хочешь испытать, что есть гнев Божий и веч­ная мука? Испытаешь, если не перестанешь грешить и не покаешься; испытаешь, но уже от нее освободиться не сможешь, хотя и усердно пожелаешь, а будешь в ней платить за все твои содеянные грехи без конца. Ибо тог­да покаяние престанет и милосердие закон­чится, тогда будет услышан голос: Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк 16:25).

Ныне люди или в болезни, или в темнице, или в ссылке, или в плену, или в ином чем страдают, но от этих бедствий освобождаются или прежде смерти, или смертью, но от того бедствия, болезни, воздыхания, темницы, пленения, мучения, страдания никогда осво­бодиться не могут. Тогда пожелают смерти, но не смогут умереть.