Collected Works, Volume 5

«Хотя бы, осуждая ближнего, ты и пра­вильное что о нем говорил, и хотя бы извест­ное его дело порочил, однако и за это не избе­жишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог. Ибо Он говорит: От слов твоих осудишься (Мф 12:37). Фарисей правильное и всем известное гово­рил, однако и за это принял наказание. Если же известных дел в обличение других не должно говорить, то тем более – сомнитель­ных» (Беседа 42 на евангелиста Матфея).

«Какая польза от того, что мы воздержи­ваемся от птиц и рыб, когда друг друга угры­заем и снедаем? Угрызает же и снедает ближ­него плоть всякий клеветник и поноситель» (Беседа на отшествие Флавиана епископа).

«Хотя бы мы пепел ели, то и такое строгое житие никакой пользы нам не принесет, если не воздержимся от поношения. Ибо не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (Мф 15:11)» (Беседа на от­шествие Флавиана епископа).

«Какой род зла не происходит от поноше­ния? Отсюда рождаются ненависти, отсюда бывают вражды и несогласия, отсюда проис­ходят худые подозрения, которые становятся причиной бесчисленного зла» (Беседа на пса­лом 100).

«Кто любит клевету, тот служит дьяволу» (Беседа на псалом 100).

«Как проповедник истины словом своим многих людей спасает, так, наоборот, клевет­ник тем же словом премногих губит, произно­ся слова погружения, и меч речи на погибель человеческую употребляя. Притом же клевет­ник не только тела, но и сами души убивает, когда льстивым своим языком ложные и без­законные мнения влагает в них» (Беседа на псалом 51).

«Не только поносить ближнего, но и дру­гих, поносящих его, слушать не должно» (Бе­седа 3 на отшествие Флавиана епископа).

До этого места – Златоуст.

Видишь, как гремит великий учитель про­тив греха осуждения и клеветы. Многие не убивают и не ранят человека руками, но ранят и убивают языком, как орудием, по писанно­му: сыны человеческие, зубы – их оружие и стрелы, и язык их – острый меч (Пс 56:5).

Многие не едят рыбы, мяса, молока и дру­гой пищи, которой Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину с благодарением принимать (см. 1 Тим 4:3-4), но пожирают людей живых. Многие не пода­ют делами своими соблазна – хорошо это и похвально, – но языком разносят соблазны, и с места на место переносят зло, как зара­женный – заразу, и ветер – пожар, отчего много бед и напастей бывает. Содержат мно­гие предания отеческие – и это хорошо, но заповедь Божию разоряют: Не судите и не кле­вещите (Мф 7:1; Лк 3:14), что есть слепота и крайнее безумие.

Все христиане молятся Богу, воспевают Бога, и причащаются Тела и Крови Христо­вых, и исповедуют святое и страшное имя Его, – это христианское дело, – но то страш­но и тяжко и воистину сожаления достойно, что многие из них те уста оскверняют осужде­нием, клеветой и злоречием, те, говорю, уста, которыми молятся, воспевают Бога и касают­ся Тела и Крови Христовых.

Итак, берегись, возлюбленный, уст тво­их, которыми Бога исповедуешь, воспеваешь и причащаешься Тайн святых, да не весь скверен и мерзок пред Богом будешь. Думай и содержи, что и ты такой же грешник, как и прочие. А когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, дабы исправил его; и о себе молись, дабы в та­кой пророк не впасть. Ибо все всякому паде­нию подлежим, как немощные. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть, – увещевает апостол (1 Кор 10:12).

Спасайся.

Письма 21 – 30