Collected Works, Volume 5

А если в воле греха нет, то и в самом деле нет. Когда воля человеческая добрая, то и человек добрый, а когда воля злая, то и человек злой. По воле своей каждый или зол, или добр. Итак, зол человек, волю злую имеющий, хотя бы внешних злых дел и не делал. В воле и сердце человеческом пребывает убийца, блудник, вор и прочее зло. И чего в сердце нет, того и в самом деле нет. Надобно волю и сердце исправить, и тогда добрый будет человек.

11) Хищение – когда господин у раба и крестьянина, и властелин у подвластного какой-либо вещи домогается и просит. Ибо подвластный с властелином спорить не может, и потому и нехотя отдает то, что он просит; принужден и нехотя дает, а не вольным изволением. Правильно люди ученые научают: высшие, когда низших просят, повелевают.

12) Хищение и воровство – когда кто возьмет у кого деньги, или иную какую вещь на сохранение, или в заклад, и не отдаст, и сказывает, что или отдал, или не брал.

13) Хищение – когда кто возьмет что взаймы и не отдает заимодавцу ни этим, ни чем-то другим.

14) Хищение – когда кто возьмет у кого деньги или иное что на подаяние милостыни, и удержит у себя, или на иное что употребит.

15) Хищение – когда кто найдет потерянную вещь и не объявит об этом, но у себя удерживает.

16) К хищению относится лихва, или процент, а лютейшее хищение – когда с убогих берется, ибо так нагой обнажается и бессильный в большее бессилие приводится, а таковому, по христианской любви, без возврата должно помогать.

17) К хищению относится, когда люди, притворяясь нищими и имея чем питаться, или притворяясь немощными, будучи здоровыми, просят милостыню, дабы этим как немощным, а тем как скудным и не имеющим пропитания, люди подаянием милостыни помогали.

18) Хищение – когда подводы хитро и без указной цены берутся.

19) Хищение – когда слуга не допускает до властелина приходящего человека без денег и с него за доклад домогается взять деньги.

20) Хищение – когда кто, не желая трудиться, будучи здоров, дома обходит и чужой хлеб поедает.

21) Хищение – и то, когда богач богатство, от Бога ему данное, или держит взаперти, или расточает на непотребные расходы, а нищим не уделяет, как должно христианину. Ибо Бог дает богатство людям не ради них самих только, но и ради бедных и скудных людей. «Если кто, – говорит свт. Василий Великий, – платье сдирает с его хозяина, нахальником и мошенником называется. Не одевающий нагого, будучи в состоянии это делать, не больший ли нахальник и мошенник? Хлеб алчущего – тот хлеб, который у тебя находится; одежда нагого – та, которую ты хранишь в своей клети; босого обувь та, которая у тебя гниет; бедного серебро то, которое ты хранишь, закопав в землю. Вот сколько много людей ты обижаешь, когда, будучи в состоянии, не делаешь никакого вспомоществования» (Слово о милостыне). Пусть рассуждают скупые и живущие в роскоши богачи, и внимают тому, что написано (см. Мф 25:41-46).

22) Видишь, сколько есть родов хищения. От них и прочие роды хищения познавай, которых я здесь не коснулся.

23) Из этого видишь, сколько на свете воров и похитителей!