Collected Works, Volume 5

24) Если кто хочет от хищения сохраниться и как хищник на Суде Страшном не быть осужденным, тому должно себя исправить и внимать всеобщему правилу: чего не хочешь себе, того ближнему не твори; и чего хочешь себе, то ближнему делай (см. Деян 15:20, 29). Этому закон Божий и пророки святые, и Отцы наши блаженные, и учителя церковные научают.

Спасайся.

Письмо двадцать второе

Вот тебе посылаю и о Втором пришествии Христовом, о котором мы, когда ты у меня был, разговаривали вкратце, и по тому, что написано, советую поступать.

Христианам, а особенно в нынешнее последнее время, когда после первого пришествия Христова минуло уже 1780 лет и более, в нынешнее, говорю, особенно время живущим должно каждый день ожидать Второго Христова пришествия и к нему достойным покаянием приуготовлять себя.

Когда Царь земной хочет в какой-либо город прийти и город об этом знает, все граждане его ожидают и приготовляют себя к встрече и принятию его. Царь Небесный, Иисус Христос, хочет прийти вновь, о чем и Сам, живя на земле, объявил, и рабы Его, святые апостолы проповедали нам, и Церковь святая этого чает. Итак, должно христианам, как ведающим об этом пришествии Его, приготовляться к встрече и принятию Его, и ожидать Его каждый день, потому что Он неожиданно придет, а тем более, что придет не так, как первый раз пришел, в смирении и нищете, но придет в страшной славе. Придет не жить на земле, учить и страдать (это уже было), но судить и воздать всем по делам их.

Если бы Ангел с небес пришел к нам и сказал нам: «Вот на сих днях будет пришест­вие Христово» – как бы все вострепетали и обратились бы к истинному покаянию! Вся­кого береглись бы греха и воздыханием и слезами умилостивляли бы Бога, и прочее. Но кто знает, сколько продолжится еще при­шествие Христово? Может быть, и на этих дня будет. Ибо никто совета Божия и опреде­ления не знает. Ведь сказано: будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Че­ловеческий (Мф 24:44).

Как о первом пришествии Христовом проповедали пророки, говоря: «Придет Хри­стос, придет Христос в мир», – и пришел Христос, когда определенное Ему время при­шло, так и о Втором пришествии учителя церковные проповедуют и говорят: «Придет Христос судить живых и мертвых; придет су­дить, и явится неожиданно, как молния». В каком же страхе и отчаянии будут тогда греш­ники, которые ныне о страшном том дне не помышляют и к нему не готовятся истинным покаянием!

Итак, да помышляем, возлюбленный, каждый день, и да приуготовляемся к срете­нию Господа нашего, ибо уже близ день Госпо­день, и неожиданно, как молния, воссияет. Знаю я, что писал апостол фессалоникийцам, говоря: не спешить колебаться умом и сму­щаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов (2 Фес 2:2). Но с того времени уже прошло тысяча семьсот восемьдесят лет и более, как выше сказано. Потому нам, по столь многих прошедших годах, надобно вскоре его ожидать, и с апостолом Иаковом исповедовать: пришествие Господне приближа­ется; вот Судия стоит у дверей (Иак 5:8-9), а тем более, когда уже видим, что по причине ум­ножения беззакония, во многих охладела любовь (Мф 24:12), и благочестие попирается, и не­честие более и более умножается; слово Бо­жие презирается, и каждый почти единой су­ете придается, и мало кто спасения души ис­кренним сердцем ищет. Итак, чего в таких обстоятельствах ждать, как не того, что нео­жиданно услышим вопль: Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему (Мф 25:6)?

Итак, берегись, возлюбленный, говорить в сердце твоем и делать то, что написано о злом рабе: если же раб тот, будучи зол, ска­жет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», – и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подверг­нет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф 24:48-51), – чтобы и тебе так же не пострадать. И удаляйся от на­смешников, описанных Петром святым, ко­торые говорят: «Где обетование пришествия Его ? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением (2 Петр 3:4, 9). Ибо, когда будут говорить нечестивые: «мир и безопасность», тогда внезапно постиг­нет их пагуба (1 Фес 5:3). Но пусть, по увеща­нию Господню, будут чресла ваши препоясаны и светильники будут гореть. И мы будем подоб­ны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, ко­торых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк 12:35-37).

Напишем на сердце слово Господа нашего: Будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий, Который говорит: Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:12). Верно слово Божие и солгать никак не может. Грядет, грядет судить Господь, грядет скоро, и придет тогда, когда люди не ожида­ют, и возмездие Его с Ним, чтобы воздать каждому по делам его.

И чем более времени умножается от пер­вого пришествия Его, тем ближе второе при­шествие к нам; и чем более мы живем, тем бо­лее приближаемся ко всемирному Его Суду; и сегодня мы уже ближе к сему дню и часу, не­жели были вчера и третьего дня. Напишем это в памяти нашей, и истинным покаянием бу­дем приготовляться. Будем держаться испове­дания упования неуклонно, ибо верен Обещав­ший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня Судного (Евр 10:23:25).

Итак, покаемся, возлюбленный, чтобы утешение, а не страх, и ужас, и отчаяние при­нес нам, грешникам, страшный тот день. Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаять­ся, ибо Он назначил день, в который будет пра­ведно судить вселенную (Деян 17:30-31). Отсю­да последует утешение таковое: Христос Гос­подь будет судить вселенную, поэтому Бог всем людям велит покаяться, дабы страшного того изречения осуждения: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяво­лу и ангелам его, – избежать могли.