Collected Works, Volume 5

Отсюда можно заключить, что Христос пришел в мир не судить нас, но спасти, и спа­сет нас непременно, если истинно веруем в Него. Придет второй раз судить. Но кого? Не просто грешников, но грешников непокаявшихся, покаявшимся же грешникам и верую­щим в Него объявить милость и благословение Отца Своего Небесного и ввести в небесное Свое царствие; им Он говорит: Придите, бла­гословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34).

Итак, есть грешникам кающимся надеж­да, есть утешение печалящимся и сетующим. Отверзаются двери милосердия Божия стуча­щим, дается просящим прошение их, обрета­ется ищущим (см. Мф 7:7-8) Бог со всем не­бесным сокровищем. Входят в жизнь вечную разбойники, мытари, любодеи и прочие грешники кающиеся. Есть и нам, грешным, надежда, поскольку Бог на лица не смотрит (Втор 10:17), но всех грешников кающихся равно милует и спасает.

3) Когда нам помысл находит такой: как нам быть с апостолами, пророками, мучени­ками и прочими великими святыми, которые в стольких добродетелях просияли – мы по­мыслу нашему да отвечаем так: мы с разбой­ником желаем быть, который при самом конце жития своего один испустил глас с по­каянием: помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое! – и услышал от Христа, на Кресте висящего: Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:42-43). А если с разбойником тем будем в раю, то и со Хри­стом Самим, поскольку разбойник тот со Христом в раю, а следовательно, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые. Помолимся же ко Христу с разбойником: по­мяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое. И еще: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Жи­ваго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз: молюся убо Тебе, по­милуй мя», – и прочее.

4) Помыслы смутные и в отчаяние влеку­щие приходят от дьявола, который хочет нас во всеконечное отчаяние ввергнуть и так нас по­губить, потому что отчаяние есть грех тяжкий, ибо кто отчаивается в своем спасении, тот ду­мает, что Бог – не милостивый и не истинный, а это страшная хула на Бога. К такому тяжкому греху хочет нас сатана через помыслы смутные и отчаянные привести. Такому его лютому ис­кушению должны мы противиться и утверж­даться в надежде на милосердие Божие, и от Него нашего спасения ожидать. Когда такие помыслы находят, молись так: Не остави ме­не, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс 37:22-23)! И еще: Господи! Что сяумножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души мой: несть спасения ему в Бозе его. Ты же Господи Заступник мой еси, и прочее до конца псалма 3-го.

5) Хотя эти помыслы и тягостны для нас, но полезны, поскольку через них от суеты ми­ра отводимся. И так то, что сатана попущени­ем Божиим на зло нам делает, то Бог милосер­дием в добро нам обращает, если мы сами не ослабеваем, но подвизаемся против них.

6) Кто такие помыслы чувствует и против них борется, это знак того, что таковой в вере и благодати находится. Ибо сатана не борет того, кто ему повинуется и служит, а только тех борет, которые противятся ему, и хочет те­ми помыслами их низложить. Потому люди, любящие суету мира сего, честь, славу, богат­ство, роскошь, таких язвительных помыслов не чувствуют. И ты, если бы любил суету эту, не чувствовал бы того. А так как сатана при­мечает, что ты от суеты отвратился и ищешь спасения, то он тебя этими помыслами борет и хочет в отчаяние привести и так погубить. Берегись же этой вражьей хитрости. Приме­чай и тех, которые любят суету, и тех, которые от нее отвратились и ищут Бога, и узнаешь, что правду пишу. Подлинно, жалуются на сии помыслы все те, которые ищут спасения, и, напротив того, не чувствуют их те, которые веселостями мира сего утешаются.

Пусть сатана свое зло замышляет против нас, а нам должно делать свое дело, то есть против греха подвизаться, в вере и надежде утверждаться, стараться угодное Богу тво­рить, волю свою воле Божией покорять, часто молиться Богу и помощи от Него просить против дьявола и греха, и в этом подвиге не ослабевать, и так в надежде спасения утвер­диться. Он нам ничего не сделает, ибо Хрис­тос нам Помощник и Спаситель, Христос, Который его низложил. На Него возложим упование наше – и не посрамимся. Со Псаломником с дерзновением песнь воспоем: Господь – Просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? (и прочее, псалом 26).

7) Горе грешникам некающимся, потому что следует им суд Божий. А кающимся и ищущим спасения своего молитвою и верою надобно ожидать милости Божией: ибо у Гос­пода милость, и великое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его (Пс 129:6). Господи! Милость Твоя вовек; дел рук Твоих не презирай (Пс 137:8). Душа наша уповает на Господа, ибо Он Помощник и За­щитник наш. О Нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповаем. Да будет, Гос­поди, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя (Пс 32:20-22).

Это прочитывай, и рассуждай, и укреп­ляйся. Господь да поможет тебе. И о мне, грешном, поминай.

Письмо двадцать четвертое

Ты хочешь знать, что есть христианин, и требуешь от меня краткого изъяснения? Я тебе из Святого Писания представляю, какое общение и соединение имеют христиане со Христом, Сыном Божиим. Читай это и рассуждай прилежно. Отсюда можешь познать и сам, что есть христианин, и каковым должно быть тому, кто хочет быть истинным христианином.

Общение христиан со Христом примечается в Святом Писании такое:

Христос есть Свет, христиане же просве­щаемые (см. Ин 1:9).