Collected Works, Volume 5

Спасайся.

Письмо двадцать седьмое

Слышно, что совесть твою смущают помыслы и влекут к отчаянию. Вот плоды грехов! Сладко человеку грешить, но горько плоды грехов вкушать.

Берегись отчаяться! Отчаяние – тяжкий грех, и грех против милосердия Божия. Бог Человеколюбивый хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Чего же отчаиваться? Бог призывает всех к покаянию, и кающимся обещает и хочет явить милость (см. Мф 4:17; 11:28). А если грешник от грехов обратится, и в грехах кает­ся и о них жалеет, и прочих грехов бережется, этого Бог хочет, и это Ему угодно, и на такого грешника Бог милостиво призирает, и грехи ему все отпускает, и тех не поминает уже.

Так Сам Бог свидетельствует об этом в Писании Святом, говоря: Если беззаконник обратится от всех беззаконий, будет иметь жизнь и не умрет; все согрешения, какие со­творил, не помянутся ему (Иез 18:21-22). Что утешительнее этого грешникам кающимся? Все грехи и беззакония их уже не поминают­ся пред Богом. Слава человеколюбию Божию, что Он грехов наших и беззаконий не поминает, когда от них отвращаемся и каем­ся! А поскольку грехи и беззакония кающих­ся не поминаются, то и прежняя жизнь безза­конная не вредит им. Ибо они как вышедшие из рва и ходящие по земле ровной, или как вышедшие из тьмы на свет, или как освобо­дившиеся из плена и темницы и получившие свободу Ибо грешник, пока беззаконничает, ходит во тьме и находится как во рве погибе­ли, но, если начнет каяться в грехах и всякого греха бережется, то от всего того бедствия ос­вобождается.

А что помыслы тебя смущают, это тебе полезно.

1) Таковые помыслы смиряют и сокрушают твое сердце, что для покаяния нужно.

2) Удерживают тебя от грехов, прежде бывших и прочих. Как будешь грешить, вкушая такие горькие плоды греха? Кто не бережется змия, зная ядовитое жало его? Кто касается огня, ведая, что он жжет и палит? Как и человек будет грешить, чувствуя, что так горек грех?

3) Таковые помыслы отвращают человека от мира, суеты и прелести его.

4) Подвигают к сердечной и усердной молитве, которая нужна христианину, и прочее.

Итак, кайся, и против отчаяния подвизай­ся, и милости Божией ожидай, только бере­гись крайне, чтобы к прежнему не возвра­титься. Сатана будет тебя всеми силами влечь к прежнему беззаконному житию, но ты стой в том, что начал, мужайся и крепись, и об этом усердно молись. Читай почаще со вни­мание и усердием: помилуй мя, Боже, и прочее (Пс 50), и другой псалом: Боже, в помощь мою вонми, и прочее (Пс 69). Худых компаний и дружеств уклоняйся. В монастырь не ходи. Дом твой и уединение да будет тебе вместо монастыря. Отлучайся часто от своих домаш­них и в уединении колена пред Богом прекло­няй, и падай пред Ним со смирением, и мытаревым гласом молись Ему: Боже, милостив буди мне, грешному (Лк 18:13)!

И еще повторяю: берегись горького отчаяния, и берегись к прежнему житию возвратиться, но иди тем путем, которым начал, и дойдешь до блаженной кончины и вечной жизни, чего тебе усердно желаю. Поминай и меня, грешного, в своих коленопреклонениях. Господь да поможет тебе во всем, Ему себя и тебя поручая, остаюсь

Ваш доброжелатель, Тихон, недостойный епископ.